новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
тоннелитурникетыпутьэскалаторыэнергоснабжениевентиляция и отоплениесистемы сигнализациигражданская оборонаситуационный центрслужба движения
эксплуатация
структура

Электроснабжение.



В настоящее время энергетическая система метрополитена включает развитую кабельную сеть около 20 тыс.км, 39 тяговых преобразовательных подстанций, 137 понизительных и 95 совмещенные тягово-понизительные подстанции. Все они автоматизированы и имеют управление с единого диспетчерского пункта.

В соответствии с ранее действующими СНиП-11-40-80 электропитание подстанций метрополитена предусмотрено от двух источников энергосистемы. При этом в качестве второго источника, как правило, используется ввод от соседней подстанции. Вследствие этого ряд подстанций метрополитена не имеют даже двух полноценных независимых источников, так как иногда 3-4 подстанции, расположенные последовательно, питаются от одного и того же центра Мосзнерго, а 4 подстанции вообще не имеют самостоятельных вводов со стороны Мосэнерго, что значительно снижает надежность электроснабжения.


Монтаж оборудования совмещенной тягово-понизительной подстанции Бутовской линии

Фото - Russos

Отрицательно сказывается и то обстоятельство, что 5-10 % питающих кабельных линий Мосэнерго в силу физического износа постоянно находятся в ремонте. Три четверти подстанций оборудованы третьим источником питания. Однако эти работы сдерживаются трудностями с поставкой кабельной продукции и отсутствием свободных ячеек на питающих центрах Мосэнерго.

Непрерывное обновление подстанций и сетей с заменой устаревших моделей на новые, более надежные и мощные обусловлено как естественным процессом технического прогресса, так и необходимостью увеличения мощностей без расширения площадей подстанций, требованиями пожарной безопасности, улучшения условий труда

Построенные до 70-х гг. включительно, подстанции (не говоря уже о 35-50-х гг., когда использовались прогревные ртутные выпрямители) были рассчитаны на обеспечение энергией движения 30-35 пар поездов в час и 6-вагонных составов.

Мощности двигателей подвижного состава возросли более чем в 1,5 раза, примерно в 1,5 раза увеличилось количество вагонов в поезде, повысились скорости движения поездов, возросла парность движения поездов до 42 пар в час, что вызвало необходимость на тех же площадях разместить в два-три раза более мощное оборудование. С целью обеспечения этих требований за 30 лет были реализованы основные мероприятия по усовершенствованию системы электроснабжения.

Силовые и тяговые трансформаторы до 70-х гг. на подстанциях метрополитена, в том числе и на подземных, применялись масляные с объемом масла до 4 т на единицу (на метрополитене в работе - 1750 разного рода трансформаторов). Наличие его не исключает возможности загораний и неизбежных загрязнений. Службой совместно с заводами "Уралтяжмаш" и Московским трансформаторным проведена большая работа по полной замене тяговых маслонаполненных трансформаторов.

До 1965 г. все подстанции были оборудованы ртутными выпрямителями с откачкой паров ртути в помещениях. Совместно с заводами электропромышленности разработан ряд выпрямителей на полупроводниках.
Замена ртутных выпрямителей на кремниевые с принудительным охлаждением была осуществлена к 1975 г.

Осветительное хозяйство станций, тоннелей, притоннельных сооружений и наземных участков включает около 900 тыс. световых точек.
Постоянное усовершенствование устройств освещения осуществляется путем подбора светильников с лучшей светоотдачей (лампы накаливания, ртутные, галогенные, люминесцентные), а также реконструкции распределительных сетей, обновления коммутационной аппаратуры, использования прогрессивной технологии обслуживания.
Большой объем выполнен в последние годы по реконструкции щитовых практически всех станций первых очередей метрополитена, что позволило поддержать сложное осветительное хозяйство в соответствии с постоянно повышающимися требованиями по культуре обслуживания пассажиров. Для улучшения освещенности рабочих мест в тоннелях в настоящее время ведется комплекс работ по оснащению их люминесцентными лампами.

Для повышения надежности электроснабжения и экономичности работы оборудования на метрополитене проводится модернизация электросети. Все более широкое распространение получают кабели и элементы электроснабжения, изоляция которых выполнена из современных негорючих, нетоксичных и влагонепроницаемых материалов. Такое оборудование, помимо вышеперечисленных достоинств, имеет длительный срок службы.

Специалистами службы проводится работа по внедрению новых устройств. Среди последних - блоки защиты "Сириус-М", фиксирующие и документирующие в режиме реального времени все параметры работы электрооборудования. Данная функция значительно облегчает работу ремонтных бригад. В перспективе все параметры функционирования электрооборудования, получаемые "Сириус-М", будут передаваться диспетчеру, который при помощи этой информации сможет оперативно принимать решения по управлению работой подстанций и сетей.

Служба Электроснабжения кроме перечисленных работ проводит ремонт и реставрацию систем освещения станций и сооружений метрополитена. На станциях московского метро оборудовано 5213 осветительных точек, и сейчас идет реализация программы по модернизации освещения метрополитена. В рамках программы на большинстве станций Кольцевой линии, а также на "Киевской"(Ф), "Парк Культуры" (С), "Автозаводская", "Охотный ряд", "Ленинский Проспект", уже установлены современные люминесцентные лампы.


По материалам журнала "Метро"


Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».