новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
тоннелитурникетыпутьэскалаторыэнергоснабжениевентиляция и отоплениесистемы сигнализациигражданская оборонаситуационный центрслужба движения
эксплуатация
структура

Метро - объект гражданской обороны.



Конца нет и быть не может,
даже если и наступит Судный день.

Курт Воннегут. Утопия 14.

Помимо военных и специальных объектов, предназначенных для сохранения управляемости страной в случае черезвычайных ситуаций, под поверхностью нашей планеты предусмотрены многочисленные сооружения, призванные сохранить жизнь тем, кем предполагается управлять. Самым большим таким сооружением несомненно является метро.

Впервые стать бомбоубежищем Московскому метро довелось во время Великой Отечественной Войны - по ночам, а иногда и днем, метро укрывало под своими сводами тысячи москвичей от авианалетов противника.

Станционный зал во время авианалета
Фото - "Энциклопедия "Москва"

Начиная с пятидесятых годов станции стали строиться с учетом новых реальностей - наличия высокоэффективного атомного, химического и бактериологического оружия. Отныне все вентиляционные стволы оборудовались фильтрами, на перегонах строились санузлы, способные обслуживать большое количество людей, которым в случае тотальной войны пришлось бы провести под землей не один день. Согласно нормативам, использование этих санитарных узлов в мирное время не допускается.

Все тоннели и входы на станции оборудуются герметичными дверьми (гермозатворами), способными выдержать воздействие ударной волны. Помимо оборонительной, эти двери несут и сугубо мирную функцию - они призваны предотвратить затопление тоннелей и станций в случае наводнения, прорыва плывуна и прочих подобных неприятностей. В официальных документах эти двери именуются просто "металлоконструкциями", или сокращенно м/к. В обиходе прижилось название "гермуха".

Гермозатвор в тоннеле метрополитена

Фото - Олег Макаров

На случай отключения городских источников питания, предусматриваются защищенные дизельные электростанции (ДЭС), которые, конечно, не способны обеспечить бесперебойную работу метро, однако для освещения и вентиляции их вполне достаточно).

Казалось бы давно минули времена, когда угроза тотального уничтожения в результате соперничества двух сверхдержав висела над миром, однако многочисленные новые опасности - начиная от терроризма и кончая техногенными и разбушевавшимися в последнее время природными катастрофами, заставляют поддерживать всю систему защитных устройств в действующем состоянии и пример Праги, где метро было затоплено во время наводнения, лишний раз подчеркивает ее необходимость.

Источники:

  • СНиП II.11-77: Защитные сооружения гражданской обороны
  • СНиП II.01.54-84: Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках.

 


Идея, текст, подбор иллюстраций - Олег Макаров.

 



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».