новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
первые проектыначало строительствапервая очередьгоды войныпослевоенный периодметро в 50-60метро в 70-80метро в 90-хметро сегодняметро 80: станции 1-й очередиистория схемпредысторияиюньский (1931 г.) пленумпроекты 32-53 годов53-71 гг.генплан 1971новейшая историялитератураскоростные линиилегкое метромитинский радиуссолнцевская линия ЛМ
летопись
история проектирования
архив проектов

4. Московский метрополитен хрущевской эпохи



4.1. Пятая очередь

В 1953 г. [1953С, с.116] либо в 1954 г. [1955ММ] было начато строительство линий 5-й очереди. Фрунзенский радиус решено было продлить в юго-западном направлении на 6.5 км с сооружением пяти станций: Фрунзенская, Усачевская, Лужниковская, Ленинские Горы (с выходами на западный берег Москвы-реки и на Воробьевское шоссе) и Университет в общем соответствии с наметками 1938 и 1947 года [1953С, с.116; 1954Р, с.170].

Рижский радиус из четырех станций (Ботанический Сад, Рижская, Алексеевская, ВСХВ) заменил собой северную часть глубокого ввода по плану 1947 г. и проходил приблизительно по трассе Дзержинского радиуса схемы 1938 года с более частым расположением станций. Он был сдан в эксплуатацию 01.05.1958, причем ст. Алексеевская была переименована в ст. Щербаковская в ходе строительства и в ст. Мир непосредственно перед открытием. Точная дата переименования неизвестна, но Щербаковский район Москвы был переименован в Рижский 30.04.1958.

На схеме 1954 г. из коллекции Артемия Лебедева мы видим, что одновременно проектировался и третий участок 5-й очереди, Измайловская - Первомайская (Д), с размещением ст. Первомайская (Д) на территории депо Измайлово. Строительство наземной секции депо не потребовало много времени, и станция была открыта 05.11.1954.

[Схема Трассы пятой очереди Московского метрополитена (1954). Обратите внимание на неподписанную станцию Калининская - схема была составлена в 1952 г., когда еще работал мелкий Арбатский радиус, и ее забыли стереть!]
Схема с сайта metro.ru

Уже в ходе начатого строительства Фрунзенского радиуса, после проходки ствола на ст. Лужниковская, последовало решение об изменении трассы и сооружении одной ст. Усачевская вместо двух (Усачевская и Лужниковская). Это произошло не ранее 1954 г., так как в коллекции Артемия Лебедева имеется две схемы с уже открытой ст. Первомайская (05.11.1954) с сохранением двух названных станций.

[Трассы пятой очереди Московского метрополитена после открытия Первомайской (конец 1954). Станция Калининская все еще остается на схеме!]
Схема с сайта metro.ru

[Другой вариант, другой источник, а неподписанная станция Калининская все еще на месте!]
Схема с сайта metro.ru

Непосредственно перед открытием 01.05.1957 г. станция Усачевская была переименована и стала называться Спортивная.

4.2. Перспективная схема 1957 года и ее коррекция

"Хрущевская" эпоха в строительстве Московского метро началась с "кастрации" архитектурного проекта станций Рижского радиуса - запланированная роскошная отделка не была выполнена - и с решения о строительстве станции Первомайская в депо Измайлово и наземного Филевского радиуса.

Новая перспективная Схема линий Московского метрополитена была принята исполкомом Московского Совета 22.02.1957. К этому моменту метрополитен насчитывал 57.3 км с 41 станцией, но на схеме были показаны действующими и пусковые участки 5-й очереди, что давало 65.9 км с 47 станциями [1965У, рис.6]. Перспективная схема предусматривала строительство еще 144 км линий и 112 станций [1965У, рис.6] и доведение сети до 210 км и 135 станций [1965У, с.7].

[Перспективная схема развития Московского мерополитена 1957 года]
Из брошюры Н.Н.Улласа (1965)

Составленный по схеме в [1965У] перечень линий, предполагаемых к постройке, представлен в таблице. Из нее видно, что количество проектируемых станций в легенде схемы подсчитано ошибочно, но и суммирование станций проектируемых линий по схеме также не дает удовлетворительного результата.

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Количество станций

Кировско-Фрунзенский

Сокольники - Стромынка -
Преображенская Застава - Черкизово - 3-я Парковая Улица - Щелковская

6

Кировско-Фрунзенский

Спортивная - Ленинские Горы - Университет - Проспект Вернадского - Юго-Западная

4

Горьковско-Замоскворецкий

Сокол - Войковская - Водный Стадион - Речной Вокзал - Беломорская Улица

4

Горьковско-Замоскворецкий

Автозаводская - ... -
Волхонка-ЗИЛ (Каховская)

5

Арбатско-Покровский

Измайловская (Измайловский Парк) - ... - Щелковская

3

Филевский

Калининская (Александровский Сад) - ... - Киевская - ... - Кунцевская -
Молодежная / Рабочий Поселок

13

Калининский

Таганская - Застава Ильича - Новая - ... -Новогиреево

8

Серпуховско-Рижский

ВСХВ (ВДНХ) - ... - г. Бабушкин

3

Серпуховско-Рижский

Ботанический Сад (Проспект Мира) -
Трубная - Чеховская - Арбатская -
Дворец Советов (Кропоткинская) -
Полянка - Серпуховская - ... - Балаклавская

14

Калужско-Тимирязевский

Калужская (Д) - Южная (Новые Черемушки) - Ломоносовская (Профсоюзная) -Черемушкинская (Академическая) - Академическая -
Калужская Застава (Ленинский Проспект) - Шаболовская - Калужская (Октябрьская) - Полянка - Новокузнецкая (Третьяковская) - Площадь Ногина (Китай-Город) -
Дзержинская (Лубянка) - Трубная - Новослободская - Савеловская - ... - Коровино

19

Таганско-Краснопресненский

Планерная - ... - Щукинская - Хорошево - Мневники - ... - Краснопресненская - Пушкинская - Кузнецкий Мост -
Площадь Ногина (Китай-Город) - Таганская

16

Итого

 

95

На Покровском радиусе при его продлении предполагалось закрыть ст. Первомайская (Д). На Кольцевой линии предполагалось построить ст. Серебряническая и Площадь Коммуны, на Горьковско-Замоскворецкой линии - ст. Горьковская (Тверская).

Эта же схема предусматривала также организацию пассажирского движения по южному участку Малого кольца МЖД от о.п. Братцево до о.п. Белокаменная (38.5 км, 22 о.п.) и строительство двух подземных железнодорожных диаметров (41 км, 26 станций). Один диаметр шел по маршруту Выхино - Таганская - Новокузнецкая - Арбатская (2) - Киевская (2) - Кунцево, второй: Карачарово - Серебряническая - Кировская (Чистые Пруды) - Трубная - Площадь Коммуны - Рижская - Маленковская.

Возможно, отмеченные ошибки при подсчете станций связаны с тем, что перспективная схема в этот период изменялась чуть ли не каждый месяц. Косвенным доказательством тому являются две однотипных схемы из коллекции Артемия Лебедева, датированные 1957 годом.

[Вариант 6-й очереди строительства Московского мерополитена.]
Схема с сайта metro.ru

Первая должна быть отнесена к весне 1957 г., так как ст. Дворец Советов уже переименована (20.03.1957) ст. Спортивная уже открыта (01.05.1957), а ст. Охотный Ряд еще носит название Имени Кагановича (июль 1957?). На ней показано следующее перспективное развитие, без разделения на строящиеся и проектируемые линии и без показа всех промежуточных станций:

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Количество станций

Калининско-Рижский

Ботанический Сад (Проспект Мира) -
Рижская - Алексеевская - ВСХВ

4

Кировско-Фрунзенский

Спортивная -
МГУ -
Дворец Советов

2

Филевский

Киевская -
Резервный Проезд -
Кутузовская -
Фили

3

Калужский

Новые Черемушки - ... -
Калужская Застава (Ленинский Проспект) -
Выставочный Переулок (Шаболовская) - Калужская - Полянка -
Новокузнецкая (Третьяковская)

...

Арбатско-Покровский

Первомайская - 11-я Парковая

1

Горьковско-Замоскворецкий

Сокол - ... - Завод Войкова - ... - Химки

...

Калининско-Рижский

Ботанический Сад (Проспект Мира) - Кировская (Чистые Пруды) - Площадь Ногина (Китай-Город) - Яузские Ворота - Таганская -
Застава Ильича - Новая (Авиамоторная)

6

Итого

   

Чрезвычайно интересен представленный на ней вариант со ст. МГУ и Дворец Советов, так как по смыслу названий первая станция должна была находиться непосредственно вблизи Главного здания МГУ, а вторая - юго-западнее его, на территории, которая в 1957 г. резервировалась под Дворец Советов. Станции Ленинские Горы в этом варианте не было совсем, и можно предположить, что линия проектировалась под Москвой-рекой. Эта схема косвенно объясняет неожиданное переименование существующей ст. Дворец Советов в ст. Кропоткинская - название было перенесено на новое место.

Очень интересен также и Калининско-Рижский диаметр, который в основном повторяет трассу планировавшегося глубокого ввода, отклоняясь от нее в центре (Кировская вместо Дзержинской) и на севере (ВСХВ).

Название Химки относится к московскому району, который назывался Химки-Ховрино, а не к самому городу Химки.

[Другой вариант 6-й очереди строительства Московского мерополитена.]
Схема с сайта metro.ru

Вторая схема аналогичного дизайна, судя по названию Мир на Рижском радиусе и по строящейся Филевской линии, относится к периоду между маем и ноябрем 1958 г. На ней подписаны все строящиеся и проектируемые станции, что позволяет их точно идентифицировать:

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Количество станций

Строящиеся

Кировско-Фрунзенский

Спортивная -
Ленинские Горы -
Университет

2

Филевский

Киевская -
Студенческая -
Кутузовская -
Фили

3

Проектируемые

Филевский

Фили -
Орджоникидзе (Багратионовская) -
Кастанаево (Пятое Кольцо, Филевский Парк) -
Мазилово (Пионерская)

3

Арбатско-Покровский

Измайловская (Измайловский Парк) -
3-я Парковая (Измайловская) -
11-я Парковая

2

Калужско-Рижский

Южная (Новые Черемушки) -
Ломоносовская (Профсоюзная) -Черемушкинская (Академическая) - Академическая -
Калужская Застава (Ленинский Проспект) -
Шаболовская -
Калужская (Октябрьская) -
Полянка -
Новокузнецкая (Третьяковская) -
Площадь Ногина (Китай-Город) -
Дзержинская (Лубянка) -
Трубная -
Ботанический Сад (Проспект Мира)

12

Горьковско-Замоскворецкий

Сокол -
Окружная (Ленинградская) -
Поселок Войкова -
Водный Стадион -
Северный Речной Вокзал

4

Калининский

Таганская -
Застава Ильича -
Новая (Авиамоторная)

3

Итого

 

29

В этой и предыдущих таблицах проектное название Академическая относится к станции, проектировавшейся между совр. ст. Ленинский Проспект и Академическая, но не построенной.

Станция Войковская схемы 1957 г. "раздвоилась" на ст. Окружная и Завод Войкова.

Вместо двух диаметров, пересекающихся в схеме 1957 г. по ст. Трубная, и вместо Калининско-Рижского диаметра 1958 года, мы теперь видим один Калужско-Рижский диаметр.

07.11.1958 была открыта Филевская линия от ст. Калининская до ст. Кутузовская.

Участок от ст. Спортивная до ст. Университет, перепроектированный на новом (уже третьем?) месте с метромостом, был пущен 12.01.1959.

4.3. План 1959 года и его реализация

В 1959 г. Совет Министров СССР решениями от 28.02.1959 №215 и от 19.11.1959 №3264-р утвердил наконец план строительства линий Московского метрополитена на семилетку (1959-1965), конкретизирующий наметки перспективной схемы [1965У, рис.7].

[План развития Московского метрополитена на 1959-1965 гг.]
Из брошюры Н.Н.Улласа (1965)

План предусматривал продление линий и строительство новых радиусов от станций Кольцевой линии мелким заложением или открытым способом без соединения радиусов через центр города каким бы то ни было способом. Общая протяженность запланированных к строительству линий составила 59.3 км, и после выполнения семилетнего плана эксплуатационная длина линий Московского метрополитена увеличилась бы с 75.7 до 135.0 км. На 1966-1975 гг. планировалось увеличение сети еще на 110 км, до 245 км [1960ММ, с.42].

В таблице, составленной по схеме в [1965У] и по описанию в [1960ММ, с.42; 1960ЕК, с.31-34 и схема на с.110], представлены линии, включенные в семилетний план 1959 г.

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Строительство 1959-1961 гг.

Арбатско-Покровский

Измайловская (Измайловский Парк) - Измайловский Парк (Измайловская) - Первомайская

 

2

Филевский

Кутузовская - Фили - Орджоникидзе - Пятое Кольцо - Мазилово

 

4

Калужский

Калужская (Октябрьская) -
Калужская Застава (Ленинский Проспект) - Черемушки (Академическая) -
Ломоносовская (Профсоюзная) -
Проезд 1683 (Новые Черемушки)

9.0

5

Строительство 1962-1965 гг.

Кировско-Фрунзенский

Сокольники - Преображенская Площадь

2.5

1

Кировско-Фрунзенский

Университет -
Проезд 3756 (Проспект Вернадского) -
Проезд 3758 (Юго-Западная)

3.3

2

Горьковско-Замоскворецкий

Сокол - Речной Вокзал

5.6

3

Горьковско-Замоскворецкий

Автозаводская -
Нагатино (Коломенская) -
Каширское Шоссе -
Коломенское (Варшавская) -
Поселок ЗиЛ (Волхонка-ЗиЛ, Каховская)

9.4

4

Арбатско-Покровский

Первомайская - Щелковское Шоссе

5.7
вм

1

Филевский

Мазилово - Кунцевская - Рабочий Поселок

9.3
вм

2

Калининский

Таганская - Застава Ильича - Новая - Владимирский Поселок - Перово Поле -Новогиреево - Реутово?

14.5

8

Итого

 

59.9

32

Задел

Краснопресненский

Краснопресненская - Звенигородская - Магистральный Проезд - Карамышево - Хорошево - Октябрьское Поле

 

6

Итого

   

38

При внимательном рассмотрении схемы видно, что на Калужском радиусе исключили ст. Шаболовская и Академическая (ту, что планировалась на перекрестке Профсоюзной и Вавилова), а на Замоскворецком оставили одну ст. Каширская вместо двух, обозначенных в этом районе по плану 1957 г.

В ходе реализации и этот план многократно корректировался. Так, к 1960 г. [1960, с.32] было решено, что на северном участке Замоскворецкого радиуса опять будет четыре станции, Ленинградская, Завод Войкова, Водный Стадион и Речной Вокзал, причем участок от Завода Войкова до Речного Вокзала будет наземным, но позднее все "отыграли назад" и построили три подземные "сороконожки".

[План развития Московского метрополитена]
Из путеводителя Емельянова и Карпухина (1960)

В 1960 г. рассматривалось уже два варианта прохождения Калининского радиуса: один через ст. Застава Ильича, Новая, Владимирский Поселок до Новогиреево, второй через ст. Крестьянская Застава, Шарикоподшипниковская, Волгоградский Проспект, Текстильщики, Кузьминки, Вешняки, Ждановская. В результате было принято решение о строительстве по второму варианту Ждановского радиуса метрополитена вместо планировавшегося по этому направлению железнодорожного глубокого ввода.

Продление Замоскворецкого и строительство Краснопресненского радиуса из плана 1959 г. были отложены на будущее, и к 1965 г. семилетний план строительства был "сокращен до 40 км линий и 22 станций" [1965У, с.9].

Планировалось реконструировать станции Дзержинская, Площадь Свердлова, Курская (C) со строительством дополнительных наклонных ходов [1960ЕК, с.34], но и эти планы не были реализованы в указанный срок.

07.11.1959 был введен участок Филевской линии до ст. Фили, а 13.10.1961 линия была продлена до ст. Пионерская.

21.10.1961 был введен участок Арбатско-Покровской линии от ст. Измайловская (Измайловский Парк) до ст. Первомайская с закрытием ст. Первомайская (Д) в депо. 22.07.1963 он был продлен до ст. Щелковская.

13.10.1962 был введен новый Калужский радиус от ст. Октябрьская до ст. Новые Черемушки. 15.04.1964 он был продлен сверх плана до ст. Калужская (Д).

30.12.1963 Кировско-Фрунзенская линия была продлена до ст. Юго-Западная.

15.04.1964 Калужский радиус был продлен до ст. Калужская (Д).

30.12.1964 Горьковско-Замоскворецкая линия была продлена до ст. Речной Вокзал.

05.07.1965 Филевская линия была продлена до ст. Молодежная вместо ст. Рабочий Поселок по плану 1959 г. (см. также странную схему 1964 г. у Артемия Лебедева)

31.12.1965 Кировско-Фрунзенская линия была продлена до ст. Преображенская Площадь.

31.12.1966 вступил в строй Ждановский радиус от ст. Таганская до ст. Ждановская.

4.6. Проектные предложения 1965 года

15.12.1964 исполком Московского Совета утвердил "Основные положения Генеральной схемы движения транспорта в г.Москве на период до 1971 г.", соответствующие проекту ТЭО нового Генерального плана развития Москвы до 1981 года.

В апреле 1965 г. были представлены предложения по развитию Московского метрополитена на период до 1970 г. (т.е. на 8-ю пятилетку), основанные на перспективной схеме 1957 г. с учетом выполненного и начатого строительства и предусматриващие ввод в эксплуатацию 45.9 км линий и увеличение протяженности линий Московского метрополитена до 161 км к 01.01.1971 г.

[Схема развития Московского метрополитена на 1966-1970 гг.]
Из брошюры Н.Н.Улласа (1965)

Важным отличием этих предложений от идеологии, заложенной в план 1959 г., было возобновление строительства в центральной части Москвы для соединения периферийных радиусов в диаметры.

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Дата ввода

Ждановский

Таганская -
Крестьянская Застава (Пролетарская) -
Остаповское Шоссе (Волгоградский Проспект) - Текстильщики -
Новые Кузьминки (Кузьминки) -
Рязанское Шоссе -
Выхино (Ждановская)

13.7

7

1966

Горьковско-Замоскворецкий

Войковская - ... - Тушино (ответвление)

4.1

2

1967

Калужско-Рижский

Октябрьская - Новокузнецкая

1.8

1

1967

Горьковско-Замоскворецкий

Автозаводская -
Нагатино (Коломенская) -
Каширское Шоссе

6.4

2

1968

Калужско-Рижский

Новокузнецкая -
Площадь Ногина (Китай-Город) -
Дзержинская (Лубянка) -
Трубная - Проспект Мира

5.2

3

1968

Калининско-Краснопресненский

Киевская (2) - Тестовский Поселок - ... -Магистральная

5.5

3

1969

Ждановско-Тимирязевский

Таганская - Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская (Лубянка)

3.2

2

1970

Калининско-Краснопресненский

Арбатская (2) - Новокузнецкая - Таганская - Застава Ильича

6.0

3

1970

Итого

 

45.9

23

 

Ждановско-Тимирязевский

Дзержинская (Лубянка) - Трубная - Новослободская - Савеловская

 

3

задел

Калининско-Краснопресненский

Магистральная - Хорошево

 

2

задел

Калининско-Краснопресненский

Застава Ильича - Новогиреево

 

4

задел

Калужско-Рижский

Новые Черемушки - Беляево

 

2

задел

Горьковско-Замоскворецкий

Каширское Шоссе - Царицыно

 

2

задел

Предлагалось также построить дополнительные станции Шаболовская (достройка), Хмельницкая, Крестьянская Застава (!?) и реконструировать станции Дзержинская, Белорусская, Автозаводская, Сокол, ЦПКиО, а также Центральный пересадочный узел.

Вместо поворота Замоскворецкого радиуса на Волхонку-ЗиЛ была запроектирована линия монорельса от ст. Нагатино (Коломенская) до пл. Коломенское Павелецкого направления.

Кроме того, было запланировано строительство трамвайных линий протяженностью 30 км в Бабушкин, Медведково и другие районы, не обеспеченные метрополитеном.

Одновременно было представлено два варианта "Принципиальной схемы перспективного развития метрополитена и электрифицированных железных дорог" с увеличением сети метрополитена к 01.01.1981 до 290 и 330 км соответственно [1965У, с.14-17, рис.8, 13, 14].

[Перспективная схема развития Московского метрополитена. Вариант 1. ]
Из брошюры Н.Н.Улласа (1965)

[Перспективная схема развития Московского метрополитена. Вариант 2. ]
Из брошюры Н.Н.Улласа (1965)

В проект пятилетнего плана на 1966-1970 гг., опубликованный всего месяцем позже [1965ММ с.56], вошли все названные участки, за исключением участка Таганская - Дзержинская, всего 42.7 км. Кроме того, постановлением СМ СССР было задано строительство опытного участка подвесной монорельсовой дороги Нагатино - Коломенское длиной 5.2 км со вводом в строй в 1967 г.

По крайней мере один принципиальный пункт этих предложений начал реализовываться осенью 1966 г.: началось строительство центральной части Калужско-Рижского диаметра. Но если на схеме из "Ежегодника БСЭ" за 1966 г. [1966ЕБСЭ, с.???] он еще проведен через ст. Площадь Ногина - Дзержинская - Трубная, то на схеме 1967 г. из коллекции Артемия Лебедева уже трассируется по современному направлению, через ст. Площадь Ногина - Кировская - Колхозная.

[Схема развития Московского метрополитена. ]
Из Ежегодника БСЭ (1966)

[Складная схема Московского метрополитена (1967) ]
Схема с сайта metro.ru

 


Игорь Лисов

 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».