новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинскаякаховскаябутовская линия
линии
легкое метро

Бутовская линия

Первоначальный проект обеспечения транспортной связи нового жилого массива на юге Москвы, разработанный в середине 80-х годов 20 века, предполагал строительство скоростной хордовой линии Митино-Бутово. Подробнее об этом (и других проектах) на странице "История проектов Московского метро...". Другой проект предусматривал строительство линии на магнитном подвесе от станции "Пражская" через Битцевский лесопарк к одноименной станции Калужско-Рижской линии и далее в Бутово.

Однако в 90-х годах (когда предполагалось начать строительство) многое изменилось. Экономический кризис, отсутствие финансовой возможности продолжать строительство метрополитена прежними темпами заставило искать более дешевые способы транспортного обслуживания примыкающих к Москве новых районов. Как вариант рассматривалось сооружение линии скоростного трамвая от тогда еще строящейся станции "Ул. Академика Янгеля". Однако по ряду причин и это проект был отклонен.

Решено было продлить Серпуховско-Тимирязевскую линию в Северное Бутово, а в Южное протянуть линию "легкого метро".

Трасса Бутовской линии легкого метро.

 

Одной из причин, повлиявших на принятие этого проекта, послужило то, что конечная станция "Бульвар Дмитрия Донского" Серпуховско-Тимирязевской линии первоначально предполагалась пересадочной на хордовую Митино-Бутовскую линию, для обеспечения удобной пересадки над путями построены балконы. Вторая станция должна была стать такой же, расположенной параллельно. Хотя проектирование линии легкого метро началось, когда основные конструкции станции "Бульвар Дмитрия Донского" были уже возведены, удалось, незначительно изменив проект, добавить пересадку на станцию ЛМ. После изменения проекта и окончательного отказа от строительства Митино-Бутовской хорды, с балконов осуществляется пересадка на поезда Бутовской линии.

Внешние пути Серпуховско-Тимирязевской линии непосредственно соединяются с путями Бутовской линии, что упрощает эксплуатацию составов, особенно до постройки собственного депо. На первый период, отстой и обслуживание составов Бутовской линии осуществляется в метродепо "Варшавское".

Пуск первоочередного участка линии (до станции "Бунинская Аллея"), состоялся 27 декабря 2003 года.

Участок под Бутовским лесопарком построен закрытым способом Тоннельным отрядом №6 Мосметростроя с помощью механизированного проходческого комплекса фирмы LOVAT. Этот щит был специально приобретен Мосметростроем для сооружения переходного участка "Минская" - "Славянский Бульвар", однако строительство этого участка было отложено по финансовым причинам. При проходке второго перегонного тоннеля участок длинной около 300 метров был пройден коллективом СМУ 8 Мосметростроя с применением немеханизированного проходческого щита ЩН-1С. (Подробнее о щитовых тоннелепроходческих комплексах читайте статью "тоннелепроходческие комплексы").

Подземное размещение головного участка линии, несмотря на значительную дороговизну, было принято по нескольким причинам. Во первых, рельеф местности и принятое планировочное решение пересадочного узла станций "Бульвар Дмитрия Донского" и "Улица Старокачаловская" с использованием участка тупиков за станцией СТЛ в составе Бутовской линии, не позволяли сразу выйти на эстакаду даже с применением в профиле максимального допустимого уклона тоннелей. Во вторых, было принято во внимание прохождение трассы линии в зоне заповедного Бутовского лесопарка, который при закрытом способе работ удалось полностью сохранить.

Состав 81-740/741 на станции "Улица Старокачаловская"

Фото Russos.

Начальный участок линии длиной 1,8 км в тоннелях мелкого заложения, основная часть линии проходит по территории с развитой дорожно-транспортной сетью и предусмотрена на эстакаде для пересечения с улицами и проездами в разных уровнях. На участке трассы, проложенном в ранее зарезервированной технической зоне метрополитена, в плане применены кривые радиуса 400 м. и более, на участке трассы, проложенном вне данной зоны, применены кривые радиусов 200 м и более. Криволинейные участки трассы по отношению ко всей длине составляют 35%.

Уклоны на линии в пределах от 0,002 до 0,043 на подземном участке трассы, от 0,003 до 0,035 на эстакадном.

За станцией "Бульвар Адмирала Ушакова" (по ходу пикетажа) предусмотрен однопутный тупик для отстоя аварийного состава. За станцией "Бунинская Аллея" предусмотрен однопутный тупик для оборота составов.

Эстакада имеет два уровня. В верхнем - пути для поездов и необходимое технологическое оборудование, в нижнем - проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и от осадков. Нижний ярус закрыт ограждающими конструкциями, верхний - шумопоглощающими экранами. На станциях установлены так же шумоотражающие прозрачные стеклянные экраны. Под эстакадой размещаются тягово-понизительные подстанции.

Строительство станции "Бунинская Аллея"

Все металлические конструкции одинаковы по цветовому решению, серебристо-зеленого оттенка. На эстакадных станциях кроме эскалаторов, предусмотрены лифтовые подъемники. На станции "Улица Скобелевская" лифтовая шахта - в центре платформы, на остальных - в торце, противоположном эскалаторному наклону, рядом с аварийными лестницами.

На пусковом участке линии построено пять станций:
"Улица Старокачаловская",
"Улица Скобелевская",
"Бульвар Адмирала Ушакова",
"Улица Горчакова",
"Бунинская Аллея".
Наибольшее расстояние между станциями 2852 м., наименьшее -791 м., среднее -1615 м.

Первая станция линии - "Улица Старокачаловская" - подземная мелкого заложения, остальные станции расположены на эстакаде с наземными вестибюлями, размещаемыми в подэстакадном пространстве. Станция "Улица Старокачаловская" построена с боковыми платформами, станции, расположенные на эстакаде - с островными. Все эстакадные станции однотипные, построены по единому проекту. Длина платформы на всех станциях 92 метра, ширина - 7 метров. Станции открытые, над ними только навес, опирающийся на ажурные металлоконструкции. От осадков и ветра они также защищены прозрачными, шумоотражающими экранами. Из наземных вестибюлей пассажиры поднимаются на платформу по эскалаторам, накрытым стеклянной галереей. Полы платформ выложены неполированным гранитом. Впервые в Московском метрополитене предусмотрены лифтовые подъемники для инвалидов.

  • Боковые платформы станции "Улица Старокачаловская" расположены с западной и восточной стороны станции "Бульвар Дмитрия Донского" Серпуховско-Тимирязевской линии. Северный торец каждой из платформ связан с платформой станции СТЛ лестницей высотой 3,24 м, ведущей в кассовый вестибюль, примыкающий к мостику с двумя лестничными спусками на платформу станции СТЛ. Осуществление пересадки предусмотрено по обоим направлениям. Южный торец каждой из платформ станции связан лестницей высотой 3,24 м с подземным вестибюлем, объединенным с южным вестибюлем станции "Бульвар Дмитрия Донского".
  • Станция "Улица Скобелевская" размещена вдоль бульвара Адмирала Ушакова на пересечении его с одноименной улицей. Это единственная эстакадная станция с двумя вестибюлями. Вестибюли связаны с платформой наклонными ходами с тремя эскалаторами. В середине платформы предусмотрен лифтовый подъемник.
  • Станция "Бульвар Адмирала Ушакова" размещена в зоне общественного центра "Поляны". Станция с одним вестибюлем. Вестибюль связан с юго-западным торцом станции наклонным ходом с тремя нитками эскалаторов.
  • Станция "Улица Горчакова" размещена на пересечении трассы с улицей Горчакова. Станция с одним вестибюлем и трехниточным эскалатором.

  • Станция "Бунинская Аллея" размещена вблизи одноименной улицы до пересечения ее трассой. Станция с одним вестибюлем, связанным с южным торцом станции тремя эскалаторами.
  • Станция "Бунинская Аллея"

    Фото Russos.

     

    Проектом предусмотрено развитие линии в северном направлении, к станции "Битцевский Парк" Калужско-Рижской линии. Организация пересадки на две линии "тяжелого" метрополитена позволит выровнять пассажиропотоки и обеспечит более удобное транспортное обслуживание жителей Северного и Южного Бутово.

    Кроме того, по мере застройки новых микрорайонов Южного Бутово, линия будет расти и в другую сторону. После "Бунинской Аллеи" будут построены еще три станции.

  • Станция "Улица Старопотаповская" будет расположена на ул. Понтрягина, микрорайон "Г" Южного Бутово, ориентирована в направлении с севера на юг. Станция с одним вестибюлем. Вестибюль связан с юго-восточным торцом станции тремя эскалаторами.
  • Станция "Улица Остафьевская" размещена у пересечения Чечерского проезда с одноименной улицей. Станция с одним вестибюлем. Вестибюль связан с юго-восточным торцом станции тремя эскалаторами.
  • Станция "Новокурьяново" размещена на территории электродепо для нового подвижного состава Бутовской линии в увязке с положением здания электродепо. Станция с одним наземным вестибюлем, размещенным в уровне с одой из платформ станции. Для оборота поездов на Бутовской линии метрополитена перед станциями "Ул. Старокачаловская" и "Новокурьяново" предполагается устройство съездов между главными путями.
  • Новогодняя елка в подэстакадном пространстве станции "Бунинская Аллея"

    Фото Russos.

     

    Надо сказать, что эффективность строительства легкого метро вместо тяжелого (особенно в случае Бутовской лини) довольно сомнительна. Вопреки утверждениям высокопоставленных чиновников, в том числе и мэра Москвы Ю.М. Лужкова, стоимость строительства Бутовской линии оказалась весьма высока. Всего, с учетом закупки нового подвижного состава (а без него эксплуатация линии стала бы невозможна), согласно постановлениям правительства Москвы, в 2002 - 2003 году из бюджета города на строительство линии было затрачено 6560 млн рублей, или около 220 млн USD. Это соответствует затратам примерно в 34 млн USD/км. По оценкам, стоимость строительства линий мелкого заложения в условиях московских грунтов составляет около 30 млн USD/км. Для сравнения, в Киеве летом был открыт подземный участок из двух станций, строительство которого обошлось около 22 MUSD/км, а открытая летом 2003г. в Мадриде полностью подземная линия Metrosur стоила около 30 MUSD/км (с учетом строительства депо и закупки нового подвижного состава!).

    При этом, эстакадное исполнение, по сравнению с подземным, само по себе несет ряд неудобств и потенциальных проблем: постоянный шум от проезжающих поездов, холод и обледенение платформ станций в зимнее время, трудности и дополнительные затраты при эксплуатации, необходимость снегоуборки и более частого ремонта верхнего строения пути, испорченный ландшафт и многое другое.

    Очевидны и явные недостатки выбранного проекта. Неудобная пересадка между станциями "Ул. Старокачаловская" и "Бульвар Дмитрия Донского", нехватка провозной способности линии из-за расположения съезда перед станцией и связанного с этим увеличения межпоездного интервала. А ведь за меньшие финансовые вложения, можно было продлить мелким заложением в Южное Бутово Серпуховской радиус на две станции (как и предлагалось экспертизой Госстроя РФ), избавившись от всех описанных проблем.

    На линии эксплуатируется новый подвижной состав, модель 81-740/741, "Русич" разработанный в АО "Метровагонмаш". Состав состоит из трех вагонов, каждый вагон представляет собой 2 сочлененные секции со сквозным проходом, опирающиеся на три тележки. Подробнее о новых вагонах 81-740/741.

    После первого месяца эксплуатации Бутовской линии, выявились серьезные конструктивные недоработки новых составов, в особенности тормозного оборудования. Составы приходится регулярно снимать с работы на линии и отправлять в депо "Варшавское" на ремонт, что вызывает, в том числе, проблемы с графиком на Серпуховско-Тимирязевской линии, а на Бутовской интервалы достигают 35 минут. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, были сформированы составы из вагонов 81-717.5М/714.5М депо Черкизово и Печатники. Эти вагоны не приспособлены к работе на открытом воздухе, салоны не отапливаются, но такое решение позволило уменьшить интервалы и наладить работу Бутовской линии.

     


    Отдельное спасибо Russos-у и Олегу Макарову



    Rambler's Top100 Internet Map
    Последнее обновление 07.03.2008
    Copyrigt©1997-2008 metro.molot.ru
    Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) metro.molot.ru
    Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
    Информация о сайте