новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельсмосковское центральное кольцонекрасовскаябольшая кольцеваякоммунарская
линии
строящиеся линии
бирюлёвская
рублёво-архангельская

Сокольники



Архитекторы Н.А. Быкова, И.Г. Таранов.
Открыта 15 мая 1935 года.


Станция расположена вдоль Русаковской улицы у парка Сокольники.

Строительство станции началось в марте 1934 года, а уже к августу были закончены бетонные работы. Строительство подходных тоннелей началось раньше, летом 1933 года. В самом начале участка, у путепровода Митьковской железнодорожной ветки, трассу линии пересекало русло реки Рыбинки, заключенной в бетонный коллектор, диаметром 2 метра, вызвавший при строительстве немало неприятностей. В районе проведения работ в Рыбинку впадало шесть водостоков. Во время дождей все эти водостоки и коллектор Рыбинки переполнялись, грозя затопить котлован.

Станция "Сокольники"
Фото с сайта "Прогулки по метро" ©

Сооружении станции осуществлялось открытым способом в чрезвычайно сложных, плывунных грунтах, начинавшихся на глубине 9-ти метров, при уровне залегания лотка станции - 12,5 метров. Для обеспечения устойчивости окружающих пород, вся территория котлована будущей станции была рассечена траншеями, из которых непрерывно откачивалась вода. Такой способ позволил частично осушить плывуны и облегчить выемку грунта. Для закрепления стен котлована в некоторых местах применялся наклонный шпунт из досок. Использовать стальные шпунты, как на других станциях, строившихся открытым способом не представлялось возможным.

Вестибюль станции расположен на центральной аллее, ведущей к парку "Сокольники", выполнен в виде арки с двусторонним выходом. Стены станции покрыты белой глазурованной плиткой. Цоколи стен отделаны черным марблитом. Колонны и центральный мостик облицованы серо-голубым мрамором, белый мрамор покрывает стены подходного коридора и турникетного зала. В 1937 на Международной всемирной выставке в Париже проект станции удостоен Гран-при.

Станция в 1935 году Станция и вагон типа "А" Вестибюль станции при открытиии
Фото с сайта "Метро, которое мы потеряли"  

За станцией был предусмотрен четырехпутный оборотный тупик, однако он не был закончен к пуску линии, поэтому перед станций был уложен пошерстный съезд, что позволяло оборачивать поезда при начальном, не очень плотном графике движения. Оборотные тупики были достроены к 1936 году.

15 октября 1934 года на станцию прибыл первый пробный состав из двух вагонов. Маршрут был укороченный, всего два перегона - между "Комсомольской" и "Сокольниками". В январе 1935 года начали курсировать (опять же от "Сокольников" до "Комсомольской") первые рейсы с заданной периодичностью, а 5 февраля впервые был проведен пробный рейс по всей трассе первой очереди. При открыти метро 15 мая, первый рейс с пассажирами отправился опять-таки от станции "Сокольники". Первым пассажиром, купившим у кассирши Васильевой билет N 1 серии "А" стал некто П.Н. Латышев, который заявил в газете "Рабочая Москва": "Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро".

За все 70 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный архитектурный облик без изменений. Время коснулось лишь покрытия платформы и освещения. При открытии на станции были установлены люстры-"шары" между колоннами и небольшие светильники в кессонах перекрытия боковых нефов. Сейчас же стандартные "голые" люминесцентные лампы без рассеивателей расположены в межколонных промежутках. Недавно люминесцентные лампы были заменены более мощными, станция стала светлее и зрительно просторнее, но, будучи ярко освещенной, стала более "холодной" и утратила часть своего очарования.

31 декабря 1965 года было открыто продление линии до станции "Преображенская Площадь", станция "Сокольники" перестала быть конечной. Так как улица Стромынка образует в этом месте крутой изгиб, и конструкция тупиков не позволяла построить второй главный путь по оси станционного пути, то при следовании от "Сокольников" к "Преображенской Площади" поезда следуют (редкий для Москвы случай) с отклонением по стрелке. Аналогичная ситуация в Москве встречается на станции "Сокол", где продолжением главных путей служит ветка в депо, а так же на станции "Партизанская" (бывш. "Измайловский Парк"), где при движении "из центра" составы переходят с оси главного пути на ось среднего.


Использованы материалы рассылки [metro], книги "Как мы строили метро"
Отдельное спасибо Russos-у, Yustas-у, Игорю Лисову, Штурману, Владиславу Лаврову и Игорю Ванину.
 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».