новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельсмосковское центральное кольцонекрасовскаябольшая кольцеваякоммунарская
линии
строящиеся линии
бирюлёвская
рублёво-архангельская

Маяковская



Автор проекта А.Н.Душкин
Инженер Р.А.Шейнфан
Художник А.А.Дейнека
Открыта 11 сентября 1938 года

Станция "Маяковская" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Автором проекта был выдающийся архитектор Алексей Душкин. По проектам Душкина в Москве построены несколько станций, и все они - "Кропоткинская" и "Площадь Революции", "Автозаводская" и "Новослободская" по-своему прекрасны. Но идея "Маяковской" оказалась самой новаторской. Здесь Душкин начал на деле применять созданную им "философию подземного пространства" в духе своей концепции "свет - главный конструктивный элемент подземного пространства". "Маяковская" является первой в мире колонной станцией глубокого заложения. В отличие от пилонных станций, где продольные нефы "независимы" и отделены друг от друга массивными пилонами, на "Маяковской" путевые тоннели и центральный зал объединены в одну большепролетную конструкцию. Впервые удалось создать столь впечатляющий свободой, высотой, светом и объемом подземный дворец.

Строительство станции
Фото с сайта "Метро, которое мы потеряли"

В 1938 году макет станции, представленный на всемирной выставке в Нью-Йорке произвел фурор. Уникальный проект "Маяковской" был удостоен Гран-при и вошел в анналы мировых памятников архитектурного и инженерного искусства. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры, а в 2001 году постановлением Правительства Москвы "Маяковская" включена в Государственный список памятников истории и культуры города. Найденное Алексеем Душкиным архитектурно-композиционное решение, покрытые нержавеющей сталью легкие и изящные колонны и сегодня мало кого оставляют равнодушным. Смонтированые в куполах-кессонах мозаичные панно, выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки на тему "Сутки советского неба" в мастерских ленинградской Академии художеств, не позволяют поверить, что станция расположена глубоко под землей.

В суровые годы Великой Отечественной Войны станция служила бомбоубежищем для тысяч москвичей. 6 ноября 1941 года здесь состоялось знаменитое торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Станционный зал во время авианалета
Фото - "Энциклопедия "Москва"

Но безжалостное время не обошло станцию стороной. Смонтированные еще в 1938 году эскалаторы типа Н-30 давно выработали свой ресурс и нуждаются в срочной замене. Для таких работ потребовалось бы на срок более одного года закрыть для пассажиров единственный выход в город, а значит и саму станцию. Для того чтобы не лишать москвичей и гостей столицы любимой "Маяковской", было решено построить второй выход. Строительство начались в середине 90-х, но из-за недостатка финансирования долгое время работы были заморожены. Однако в начале нового тысячелетия дело удалось сдвинуть с мертвой точки. В том числе, благодаря тому, что участок на поверхности, занятый строительной площадкой, был сдан в долгосрочную аренду компании "Русское золото". Платежи за аренду участка, составившие около трети всей стоимости нового строительства, были направлены на завершение работ.

Сооружение второго выхода велось в крайне стесненных условиях центра Москвы в непосредственной близости от административной и жилой застройки, в очень сложной гидрогеологической обстановке. Особенности расположения станции на границе обводненных плывунных грунтов в верхней сводовой части и более устойчивых глин и известняка в основании определили необычность проекта. С платформы пассажиры сначала спускаются вниз, чтобы через цепь коридоров выйти к большому наклону и подняться к новому подземному вестибюлю. Самым сложным было сооружение участка примыкания нового выхода к существующим конструкциям станции. Работы велись без прекращения движения в непосредственной близости к действующим тоннелям. Чтобы избежать возможного влияния на конструкции станции, разработка породы осуществлялась с помощью только отбойных молотков и проходческого комбайна, без применения буро-взрывного метода. В месте примыкания подходного коридора, со стороны торца станции был устроен защитный экран из труб. Большой эскалаторный наклон сооружался с применением глубинного водопонижения и заморозки окружающих грунтов. Помимо коридоров, открытых пассажирам, было сооружено несколько уровней подземных выработок для размещения новой понизительной подстанции, блоков служебных и технических помещений.

Станция "Маяковская"
Фото с сайта "Прогулки по метро"

Новый подземный вестибюль, расположенный на пересечении 1-ой Тверской-Ямской улицы с 1-ым Тверским-Ямским переулком, архитектурно и композиционно перекликается со станцией. Свод кассового зала украшен мозаиками художника Ивана Лубенникова. Основная тема - та же, что и на самой станции - небо. В мозаиках Дейнеки небо лазорево-чистое и прозрачное, служит лишь фоном к изображению, здесь же небо само является смыслом композиции - ночь со звездами, день, радуга… Купол пересекают несколько с детства всем знакомых цитат Маяковского. Стены и колонны вестибюля и коридоров облицованы мрамором, пол выложен гранитом.

После открытия нового вестибюля, старый будет закрыт для полной замены эскалаторов, проработавших почти семь десятилетий. Одновременно на станции будет происходить комплексная реконструкция и реставрация всего подземного комплекса.

В 30-х годах, во время строительства "Маяковской" применялась заморозка грунта, но трубы, по которым прокачивался соляной раствор для заморозки, не были извлечены. После оттаивания, эти трубы связали несколько водоносных горизонтов, в толще грунта образовались трещины и пустоты, в результате чего конструкции станции находятся в обводненных грунтах под большим гидростатическим давлением, происходит их коррозия и дополнительные деформационные нагрузки. В 1996 году было проведено обследование конструкций "Маяковской". По результатам вскрытия двух колонных секций, были обнаружены: разрушение гидроизоляции и дренажей, вентиляционной системы, сильная коррозия скрытых в наружной обшивке станции металлических конструкций, прогнившие изнутри ленты из нержавеющей стали, которые обтягивают конструктивный остов по внешнему абрису, механическая изношенность материала и его многочисленные утраты.

Однако самый большой урон станции нанесли не грунтовые воды, а наши соотечественники. В середине 90-х кооператив "Художники Арбата" взялся проводить на станции реставрационные работы. Оказалось, что вместо реставрации, "художники" снимают облицовку колонн из полудрагоценного родонита и заменяют ее пластиком. Примерно с 10 колонн родонитовая облицовка была снята. Вандалов тогда успели остановить, родонит, который уже был расколот на мелкие кусочки, уложили на место. Но некоторые колонны и сейчас просто покрашены краской. Реставрационные работы предполагалось начать уже давно, однако всякий раз откладывались по разным причинам.

Станция "Маяковская"
Фото с сайта "Прогулки по метро"

Намеченная комплексная реставрация позволит тщательно восстановить первоначальный облик "Маяковской". Уже закуплен в необходимых количествах редкий родонит. Надо сказать, что месторождения этого ценного минерала практически исчерпаны, и найти его в требуемом объеме было непросто. Уникальное мраморное покрытие полов станции будет заменено более прочным гранитным, с точным сохранением придуманного Алексеем Душкиным рисунка. Будут отреставрированы и знаменитые мозаики. Одну из них, кстати, большинство пассажиров увидит впервые. Дело в том, что первоначально на станции было 35 колонных секций и 35 мозаик в куполах-кессонах. Но при установке гермозатвора у существующего эскалатора, одна мозаика оказалась закрыта металлоконструкциями. Другая мозаика, в противоположном торце станции, долгие годы была скрыта от пассажиров декоративной стенкой, за которой размещались служебные помещения, которых очень не хватало на станции. Теперь для служебных и технических нужд построены помещения в новых коридорах, а мозаика "Красное Знамя" будет вновь открыта для обозрения.

На время проведения работ выход и вход пассажиров на станцию будет осуществляться через новый вестибюль, таким образом, реконструкция и реставрация не потребуют прекращения работы "Маяковской". Ожидается, что полностью обновить станцию удастся за полтора-два года, и будем надеяться, что вскоре мы сможем опять любоваться "Маяковской" в ее первозданной красоте.


Фотографии использованы с согласия их авторов
 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».