новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельсмосковское центральное кольцонекрасовскаябольшая кольцеваякоммунарская
линии
строящиеся линии
бирюлёвская
рублёво-архангельская

Александровский Сад



Авторы проекта: А.И. Гонцкевич, С. Сулин.
Открыта 15 мая 1935 года.

Переименования: "Улица Коминтерна" ("Коминтерн") 15.05.35 - 24.12.46
С 24.12.46 "Калининская"
С 05.11.90 "Александровский Сад"

Станция находится в начале Воздвиженки (тогда улицы Коминтерна, отсюда и первоначальное название).

Станция необычна для московского метрополитена боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменен, примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле. Вот выдержка из статьи В. Л. Николаи "Исправить ошибку, пока не поздно", написанной в сентябре 1933 г.:

"Основной причиной, заставляющей отказаться от островного типа для станции "Имени Коминтерна", является категорическое требование коменданта Кремля о том, чтобы в узкой горловине между Кутафьей башней и углом Манежа оба пути метрополитена были уложены в одном двухпутном тоннеле, а не в двух соответственно раздвинутых однопутных, неизбежных при островной станции. В этом случае левый, по направлению от центра, тоннель Арбатского радиуса, пролегая на глубине 9 м от поверхности земли, врезается всем своим профилем в выступающий угол массивного фундамента кремлевской башни, вследствие чего верхняя часть его оказывается навесу; при таких условиях, во избежание появления трещин в стане башни, необходимо предварительно поддержать свешивающуюся часть фундамента ее металлическими балками, заложенными в кладку фундамента сверху, в открытом котловане. Рытье этого последнего, хотя бы и с последующим перекрытием его временным настилом. все же на несколько дней крайне стеснит, если не вовсе закроет вход через Троицкие ворота в Кремль, что, разумеется, едва ли допустимо... ....Изложенные две причины и заставили коменданта Кремля потребовать устройства здесь одного двухпутного тоннеля, позволяющего значительно уменьшить объем подлежащей разборке части фундамента Кутафьей башни и при том без подводки балок, т. е. без разрытия мостовой, а равно совершенно избежать разборки угла фундамента Манежа".

Этим объясняется и кривизна посадочных платформ. Впоследствии, лишь одна станция метрополитена в бывшем СССР - "Кутузовская" Филевской линии - так же построена в кривой.

Станция проходит под южной частью Воздвиженки (тогда - ул. Коминтерна, отсюда и первоначальное название), между проезжей частью и зданием Библиотеки имени Ленина.

Состав из вагонов типа "А" на станции "Александровский Сад"
Реконструкция - Yustas  ©

Строительство станции началось только в июле 1934 года. Под одним из участков станции "Ул. Коминтерна" проходил канализационный коллектор мощностью (тогдашней) "2 миллиона ведер" воды в сутки. Коллектор представлял собой хрупкую гончарную трубу, малейшее нарушение грунтов могло повлечь за собой аварию. Постройка тоннеля проходила всего в 1,5-2 метра от магистрали.

Предлагалось несколько решений: надо было либо выключить на время канализацию и через водосток на Арбатской площади спустить сточные воды в Москву-реку, либо, на протяжении 100 метров будущего тоннеля переложить канализацию в металлические трубы. Моссовет отклонил оба варианта. Спустить нечистоты в Москву-реку хотя бы на несколько дней - в санитарном отношении недопустимо. Переложить коллектор на протяжении 100 метров - значит разрыть всю улицу и закрыть движение, по крайней мере, на несколько недель. Инженером Кульбахом был предложен оригинальный способ - перекладку коллектора производить не в специальных траншеях, а в тех же, в которых сооружались стены тоннеля. Работа была выполнена с высочайшей точностью и аккуратностью, коллектор, на протяжении 40 метров переложенный в металлические трубы, не пострадал. Улица все время была открыта для движения.

Станция "Александровский Сад"
фото Russos  ©

Строительство станции было закончено в рекордные сроки и уже 31 января 1935 года станции была отделана и сдана. В отделке станционного зала использованы белый, желтый, серый мрамор, черная керамическая плитка.

Временный вестибюль станций "Ул. Коминтерна" и "Библиотека им. Ленина".
фото из книги "Рассказы строителей метро"

Для входа, выхода и сообщения со станцией "Библиотека имени Ленина" был построен не сохранившийся до наших дней наземный вестибюль (архитекторы П.П. Файдыш, С.П. Лавров). Располагался он на углу Воздвиженки и Моховой, примерно там, где сейчас расположен вход в подуличный переход. Из этого вестибюля можно было пройти к платформам станции "Ул. Коминтерна" или же спуститься на нижний уровень - к платформе станции "Библиотека им. Ленина". Вестибюль этот с самого начала строился как временный, постоянный предполагался в сооружаемом гигантском здании Библиотеки им. Ленина. На станции планировался еще один вестибюль у западного торца, выходящий к нынешнему подземному переходу напротив снесенного здания "Военторга". Лестничные марши с платформы ведут в помещение, используемое сейчас для служебных нужд.

Прямой пересадки на "Библиотеку им. Ленина" сначала не было, ведь на первой очереди поезда ходили через один - от "Сокольников" до "Парка Культуры" и до "Смоленской". Пешеходные коридоры, ведущие к восточным торцам платформ станции, были построены сразу в 1935 году, но, скорее всего, не использовались до сентября 1938 года, когда был пущен участок "Ул. Коминтерна" - "Пл. Революции" - "Курская" и Арбатский радиус не начал функционировать независимо от Фрунзенского. В это время заканчивалось строительство здания библиотеки, в котором с самого начала проектом предусмотрен вход в метро.

Новый вестибюль предполагалось открыть в 1940 году. Уже тогда стало ясно, что станция не справляется с пассажиропотоком и был разработан проект реконструкции. Предполагалось соединить обе платформы мостиком, перекинутым над путями, расширить вдвое переходы коридоров, устранить встречные потоки пассажиров, уменьшить подъемы и спуски.

Однако реализации этих планов помешала война и новый вестибюль, встроенный в здание библиотеки, был открыт лишь в 1946 году. Одновременно с переустройством вестибюля была произведена запланированная реконструкция. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма. В это же время реконструированы переходы, примыкающие к восточным торцам платформ. Первоначально эти коридоры были совсем не такими как сейчас: узкими, темными, с очень крутыми лестницами. При реконструкции 1946 года коридоры приобрели вид, близкий к современному: они были расширены, а уровень пола поднят на 1,5 метра, что позволило уменьшить длину и крутизну лестничных спусков.

Тогда же станция была переименована в "Калининскую".

Долгое время на станции сохранялись последние на Московском метрополитене стрелочные интервальные часы. К сожалению, недавно они были демонтированы.
Фото с сайта "Метро не с первого взгляда"

5 апреля 1953 года был пущен в эксплуатацию глубокий Арбатский радиус. Станция "Калининская" была закрыта для пассажиров, а подземное пространство кардинально перестроено. Вестибюль в здании библиотеки стал использоваться как наземный вестибюль "Арбатской". Для этого в новый подземный вестибюль "Арбатской" был построен малый эскалаторный наклон, а на месте ликвидированного аванзала "Калининской" устроена лестница. При этом потоки пассажиров были разделены, подъем происходил по эскалатору, а спуск по двухмаршевой лестнице. Два из трех проходов на платформу в бывшем аванзале "Калининской" были заложены.

8 ноября 1958 открыто движение по новой Филевской линии до станции "Кутузовская", одновременно вновь была открыта и "Калининская", серьезный перестроек при этом не производилось.

В середине 60-х добавлены выходы в подземный переход под перекрестком, построен дополнительный переход со станции "Библиотеки имени Ленина". В результате реконструкции (1997-1999) вестибюля, встроенного в здание библиотеки, двухниточный эскалатор, соединявший этот вестибюль с эскалаторным залом "Арбатской", заменен лестницей.

С 05 июля 1990 года станция называется "Александровский Сад". Надо сказать, что первоначально предполагалось переименовать станцию в "Воздвиженку", и станция носила это название в течении нескольких дней. Были даже отпечатаны вагонные схемы с названием "Воздвиженка", что вносило дополнительную сумятицу среди пассажиров. Зачем понадобилось спешно заменить столь уместное и лаконичное название на нынешнее громоздкое и трудновыговариваемое - загадка.

Во время строительства подземного торгового центра под Манежной площадью один тоннель до "Охотного Ряда" был разобран. Второй остался для служебных нужд метрополитена, существует до сих пор и используется как соединительная ветвь. Сохранились и оба тоннеля к "Площади Революции".

Станция является частью крупнейшего в Московском метрополитене пересадочного узла, включающего четыре станции - "Библиотека им. Ленина", "Александровский Сад", "Арбатская" и "Боровицкая". В перспективе на "Боровицкой" предполагается построить еще один наклонный ход, выходящий в подземный вестибюль, объединенный с неиспользуемым западным выходом "Александровского Сада", организовав, тем самым, возможность прямой пересадки между этими станциями. Но это дело очень далекого будущего, так как сейчас острой необходимости в этом нет.

До недавнего времени на станции большую часть дня использовалась только одна платформа, вторая - по расписанию лишь в часы пиковых нагрузок. С открытием вилочного ответвления к станции "Деловой Центр" обе платформы стали использоваться постоянно. Поезда к "Деловому центру" отправляются с 1-ой (дальней) платформы, в сторону "Крылатского" - с обеих. Для информирования пассжиров об отправлении поезда к "Деловому Центру" установлены 2 информационных указателя "бегущая строка", кроме того, производятся объявления по громкой связи. Для оборота поездов перед станцией (со стороны "Арбатской") уложен перекрестный съезд.

 


Использованы материалы рассылки [metro], книги "Как мы строили метро"
Отдельное спасибо Yustas-у, Игорю Лисову, Штурману, Юрию Пирогову, Russos-у, и Владиславу Лаврову.
 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».