новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
проектирование линийперегонные тоннелитоннелепроходческие щитыпилонные станцииколонные станцииодносводчатые станциимелкое заложениеэстакадные линииреконструкция станций
строительство метро

Проектирование линий метро.



Сооружения метрополитена можно разделить на надземные, наземные и подземные. Последние в свою очередь подразделяются по глубине заложения на глубокие и мелкие. Глубина заложения подземных сооружений определяется как расстояние от головки рельса до поверхности земли. Мелким условно считается заложение глубиной до 20-ти метров. Тоннели глубокого заложения строятся закрытым способом, при мелком заложении возможен как открытый (в котлованах), так и закрытый (так называемый Московский) способ строительства.

Наиболее экономичным является сооружение открытых линий и линий мелкого заложения. Они удобнее и дешевле в эксплуатации. Как правило, мелкие участки метро проходят под проезжей частью городских улиц, пустырями, незастроенными территориями, т.е. там, где есть значительные участки свободной поверхности.

Сооружение участков глубокого заложения обходится дороже, они сложнее и дороже в эксплуатации, но их трассировка не зависит от застройки на поверхности. Глубокое заложение позволяет вести строительство в наиболее благоприятных геологических и гидрогеологических условиях.

Радиус кривых на главных путях Московского метрополитена составляет 600 м. (в отдельных случаях допускаются уменьшение радиуса кривой до 300м). Допускается наибольший наклон тоннелей 4%, наименьший 0,3% для обеспечения надежного водостока. В трудных условиях, на подземных участках протяженностью не более 1500м, допускается уклон до 4,5%. При этом прилегающие участки располагаются на уклонах не более 2,0% и их протяженность должна быть не менее 1500м.

Подходы к станциям на длине 150-200м располагаются на уклонах 1,5% - 2,0% (разгонно-тормозные горки). Станции располагаются на уклоне 0,3%, а в трудных условиях на уклонах до 0,5% или горизонтальных площадках при условии обеспечения водоотвода по лотку.

Глубина заложения линий, типы тоннельных сооружений и методы проведения работ устанавливаются на основании детальных градостроительных, инженерно-геологических, технико-экономических и других исследований. Немаловажным является и финансовая сторона вопроса. Примером может служить строительство Бутовской линии "легкого метро", как более дешевой и быстрой альтернативы мелкому заложению.

Наземные и надземные (эстакадные) линии дешевле и быстрее в строительстве, однако загромождают городскую территорию, не всегда удачно вписываются в ландшафт и являются источником постоянного шума и вибраций. Однако в новых районах, где можно изначально "вписать" новую линию еще на стадии проектирования застройки, эстакадные линии "легкого метро" могут быстро и с меньшими финансовыми вложениями облегчить транспортную ситуацию.

Несмотря на тщательнейшую проработку проектов линий метрополитена мы иногда сталкиваемся с не очень удачными решениями.

Радиально-кольцевая схема, повторяющая историческое развитие города, недостаточно хорошо подходит для сети линий метро. Такое расположение линий вызывает перегрузку центральных участков, дополнительные радиальные пассажиропотоки, ведь даже для того, чтобы пересесть на соседнюю линию, часто приходится ехать, по крайней мере, до кольцевой. Эта проблема постепенно решается со строительством Люблинской линии, а на перспективу планируется строительство хордовых линий, минующих центральную часть города.

Не во всех пассажирообразующих зонах предусматриваются станции, а их строительство на действующих линиях крайне сложно.

Некоторые линии были проложены по второстепенным направлениям, и в результате важнейшие магистрали города - Кутузовский и Ленинский проспекты, практически не имеют станций метрополитена. Надо сказать, что на Кутузовском проспекте ситуация постепенно выправляется, будут построены станции "Минская" и "Славянский Бульвар" Арбатско-Покровской линии и станция "Дорогомиловская" мини-метро. Вдоль Ленинского проспекта запроектирован участок хордовой линии Балашиха - Дудкино, но ее строительство - дело очень далекой перспективы. В целях экономии, в отдельных случаях на пассажиронапряженных станциях не предусматривалось сооружение вторых выходов и сокращалось количество эскалаторов.

Недостаточно полно строительство линий увязывается с развитием городских территорий. Не всегда реально оценивается количество пассажиров, а соответственно, ширина переходов и залов. Примером может служить хорошо задуманный, но реализованный без учета перспективного роста пассажиропотоков, пересадочный узел на станции "Выхино".

Незначительная экономия при строительстве оборачивается убытками и неудобством при эксплуатации (открытые участки Филевской линии).

 


Использована информация из издания "Метрополитены", Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев

 



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».