новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
проектирование линийперегонные тоннелитоннелепроходческие щитыпилонные станцииколонные станцииодносводчатые станциимелкое заложениеэстакадные линииреконструкция станций
строительство метро

Пилонные станции



Пилонные станции являются самыми распространенными станциями глубокого заложения на метрополитенах мира.

Станция такого типа состоит из трех (реже двух) залов - центрального и двух боковых. Залы образованы самостоятельными тоннелями, между которыми устроены проходы. В боковых (путевых) залах устраиваются посадочные платформы, центральный зал является распределительным. Все три зала образуют общую островную платформу. В торец центрального зала, как правило, подводится эскалаторный наклон, что позволяет пассажирам подниматься на поверхность непосредственно с уровня платформы.


Конструктивная схема пилонной станции
Источник - Метрострой

Для осуществления проходов между залами, в боковых залах с одной стороны, а в центральном - с обоих сторон, в процессе проходки тоннелей и монтажа обделки, в нормальные тюбинговые кольца включают специальные элементы, которые образуют раму проема.

   
Рама проема в тюбинговой обделке тоннеля пилонной станции

Верхняя (а иногда и нижняя) часть рамы собрана из специальных фасонных клиновидных тбюингов со кошенными кольцевыми бортами. Уложенные в определенном порядке в смежных кольцах, они образуют клинчатые перемычки проема. После раскрытия проемов клинчатые перемычки воспримут нагрузку от разомкнутых колец обделки и передадут ее на на усиленные (имеющие дополнительное кольцевое ребро жесткости) боковые тюбинги рамы проема. В условиях значительных нагрузок в рамах проема устанавливают как верхние так и нижние клинчатые перемычки. В более благоприятных условиях нижние клинчатые перемычки заменяются усиленными тюбингами. При расположении рам проемов вплотную друг к другу достигается минимальная ширина пилона - 1,5 м (два кольца станционной обделки).

Проходы между тоннелями имеют замкнутую бетонную или железобетонную обделку. При устройстве проходов грунт между смежными тоннелями заменяется бетоном. При наличии напорных грунтовых вод гидроизоляцию проходов выполняется из металлических листов сваренных между собой и заанкеренных в бетоне обделки прохода.

Боковые тоннели имеют диаметр 8,5м (на части станций - 9,5м) а центральный зал - 9,5м (на некоторых станциях - 8,5м).

Такая конструкция получила название "Московской - пилонной", так как впервые в СССР была реализована при строительстве Московского метрополитена. Впоследствии были разработаны проекты станций из сборного железобетона ("Киевская пилонная").

Процесс сооружения станции включает последовательную проходку трех станционных тоннелей с возведением постоянной обделки разного типа в глухих частях и проемной части станции. Для того, чтобы в меньшей степени нарушать естественное равновесие грунтового массива, проходятся сначала путевые тоннели, затем средний. Иногда, с учетом местных условий, последовательность проходки меняется и опережающим возводится средний тоннель.

Проходка ведется сплошным забоем или способом пилот-тоннеля. Проемы, в процессе монтажа колец обделки, заполняются временными нормальными тюбингами, а зазоры между тюбингами и клинчатыми перемычками - временными вкладышами. Все элементы рамных колец, окаймляющих проемы, укладываются в строгом соответствии с их конструктивной маркировкой и точным совпадением осей проемов среднего и бокового тоннелей.

Самым ответственным этапом при сооружении станции является раскрытие проемов. Он начинаются, как правило, после окончания проходки всех трех станционных тоннелей. Сначала удаляются тюбинги временного заполнения, затем разрабатывается грунт между кольцами смежных тоннелей и бетонируется обделка проема. Устройство конструкции, продольная ось которой располагается перпендикулярно оси главных тоннелей, приводит к существенному изменению характера нагрузок, перераспределению усилий и возможным значительным деформациям отдельных элементов и узлов. Работы ведутся не более чем в двух проходах, расположенных в противоположных сторонах и смещенных на один-два проема.

Часто центральный зал делается короче, чем боковые, в этом случае проходы устраиваются только в средней части станции. Вплоть до реконструкции в 70-х годах на станциях "Лубянка" (тогда - "Дзержинская") и "Чистые пруды" (тогда - "Кировская") не было полноценного центрального зала. На "Лубянке" это особенно заметно, так как оформление "старой" и "новой" частей станции значительно отличается.

В случае, если гидрогеологические особенности позволяют отказаться от круговой формы сечеия станционных тоннелей, устраивается плоский лоток. Такая конструкция применена на строящейся станции "Сретенский Бульвар"

Строительство станции "Сретенский Бульвар". Вид центрального зала.
Хорошо видны нераскрытые проемы в боковые залы

Фото - Russos

При сооружении этой станции, сначала были пройдены четыре штольни. В средних штольнях, пройденных на всю длину проемной части станции, устроены основания пилонов и проемов, а в боковых - опоры для сводов путевых тоннелей. Затем проходятся путевые тоннели станции, после - средний. следующим этапом разрабатывается грунт в основании станции и бетонируется лотковая плита конструкции. На заключительном этапе раскрываются проемы и бетонируется обделка проходов. Благоприятная инженерно-геологическая ситуация позволила сохранить в пилонах целики скального грунта.

Станции из металлобетонных блоков

В связи со значительным расходом дорогостоящего чугуна и большим числом сложных в изготовлении и монтаже фасонных тюбингов, при сооружении узла станций "Парк Победы" разработана новая конструкция пилонной станции из металлобетонных блоков. Основным конструкционным элементом станционной обделки являются металлические блоки. Блок представляет собой коробчатый элемент размерами 1500х2500х1500мм, изготовленный из листа прокатной стали толщиной 10мм, с приваренной к нему арматурой. Со стороны контура выработки полость блока защищена от попадания грунта тонким стальным листом.

Блоки устанавливаются в требуемом положении и заполняются пластичной бетонной смесью. Конструкция обеспечивает герметичность даже при воздействии значительного гидростатического давления.

Строительство станции "Парк Победы" из металлобетонных блоков. Вид центрального зала.

Фото - Russos

При строительстве сначала проходятся две штольни, в которых сооружены железобетонные аркады проемной части станции. Затем уступным способом проходятся боковые тоннели, и бетонируется обделка сводов, опирающаяся с одной стороны на аркаду, с другой стороны - на грунт. После проходится верхняя часть среднего тоннеля, свод которой опирается на аркады пилонов. В заключительной стадии, сначала в боковых а затем и в среднем тоннеле завершается проходка нижнего уступа, и бетонируется обделка лотковой части.

 


Использована информация из издания "Метрополитены", Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев
Отдельное спасибо Russos-у и Штурману.

 



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».