новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
тоннелитурникетыпутьэскалаторыэнергоснабжениевентиляция и отоплениесистемы сигнализациигражданская оборонаситуационный центрслужба движения
эксплуатация
структура

Служба движения.



В просторном помещении на стене висит огромное табло, на котором нарисована схема линии. По нему медленно ползут белые червячки поездов. Напротив табло сидит поездной диспетчер - мозговой центр линии метрополитена. Перед ним - график движения и микрофон.

Отсюда диспетчер может связаться с любым составом, сюда к нему приходит информация о малейшей неисправности и в любой момент он может вмешаться в развитие событий. Работа диспетчера - наблюдать и принимать решения.

Скиф, ответьте! Что у вас случилось?
– Диспетчер, я Скиф. Не хватает тяги взять подъем.
– Помощь нужна?
– Справимся...
...
– Скиф, вы вообще собираетесь освобождать перегон? Вы всю линию заткнули!
– Собираемся, минуту....
– Маршрут 76, где вы находитесь?
– Диспетчер, 76-й маршрут, следую по II пути перегона "Боровицкая" - "Полянка".
– Скиф, назначаю вспомогательный поезд! Маршрут 76 , высаживайте пассажиров, на станции "Полянка", приготовьтесь к сцепу с впереди идущим составом.
– Диспетчер, я маршрут 76, вас понял, высаживаю пассажиров, готовлюсь к сцепу с впереди идущим составом.
– Диспетчер, я Скиф, освобождаю, освобождаю!
– Скиф, вижу. Маршрут 76, отбой!

Диспетчерская службы движения метро

Фото: Олег Макаров

Если линия оборудована диспетчерской централизацией, то есть всеми стрелками можно управлять непосредственно из диспетчерской, у диспетчера появляется помощник, называемый "поездным диспетчером третьей группы". Перед ним находится пульт управления стрелками и полуавтоматическими светофорами на линии. У него тоже есть график движения поездов, в соответствии с которым он может переводить стрелки без указания поездного диспетчера.

Поезд прибывает на станцию, диспетчер третьей группы переводит стрелку. Машинист объявляет, что поезд дальше не пойдет и состав уходит в тупик.

Такое можно услышать, если состав уходит в отстой или в депо. Оборот поезда на конечной станции считается штатным и происходит без дополнительного радиообмена. Вообще, работа диспетчеров требует полной сосредоточенности поэтому, если движение идет по графику и на линии все спокойно, количество переговоров в эфире минимально.

Блок-пост станции "Бунинская Аллея" Бутовской линии легкого метро.

Фото: Russos

Бывают линии и без диспетчерской централизации. Там стрелки на каждой станции, где есть путевое развитие, управляются со своего поста дежурным по посту централизации, который может перевести стрелки как по графику, так и по указанию поездного диспетчера.

– Маршрут 61, где вы находитесь?
– Диспетчер, 61-й маршрут, нахожусь на II пути перегона "Кунцевская" - "Молодежная".
– 61-й маршрут, следуете до "Молодежной" под оборот, с "Молодежной" до "Александровского Сада" – с пассажирами.
– 61-й маршрут понял, до "Молодежной" под оборот.
– "Молодежная", на 1-й путь прибывает 61-й маршрут, берете его под оборот.
– "Молодежная", понятно.

Надо отметить, что на линиях с диспетчерской централизацией, дежурные по постам централизации никуда не деваются и большую часть времени занимаются тем, что смотрят, как мигают лампочки на их постах :), но несколько часов в сутки – во время ночного окна и два часа во время движения, они управляют своими стрелками самостоятельно.

Помимо подводной, у айсберга есть и надводная часть. Это люди, которых мы каждый день видим спускаясь под землю – начальник станции, станционные дежурные, ласково именуемые на профессиональном жаргоне "Красными Шапочками", дежурные по АКП (турникетам), дежурные по эскалатору и даже машинисты уборочных машин, тоже относящиеся к службе движения.

Согласно правилам технической эксплуатации метрополитенов, дежурный по станции и дежурные по приему и отправлению поездов обязаны следить за высадкой и посадкой пассажиров, исправным состоянием поездов, наличием и правильным показанием поездных сигналов, а начальник станции – контролировать их работу.

Однако, кроме своих основных обязанностей, они выполняют массу других – отвечают, наряду с уборщицами, за чистоту на платформах, наблюдают за порядком и могут в случае чего вызвать сотрудников милиции, досматривают поезда на конечных и перед отправкой в тупик или в депо, и конечно отвечают на вопросы пассажиров.

– Диспетчер, я маршрут 45. Отправляюсь в направлении станции Лубянка. Пассажиры сообщают, что в пятом вагоне драка.
– Маршрут 45, понятно, на Лубянке ждите милицию. Лубянка! на второй путь прибывает 45 маршрут, к пятому вагону нужны работники милиции, драка.
– Я Лубянка, вас поняла... Сотрудникам милиции срочно пройти ко второму пути! Повторяю! Сотрудникам милиции срочно пройти ко второму пути!..

При обнаружении на отправившемся поезде неисправности или препятствия, угрожающих безопасности движения или жизни людей, дежурный по станции или дежурный во приему и отправлению поездов обязан подать сигнал остановки этому поезду, после чего немедленно сообщить о случае поездному диспетчеру.

Дежурный по станции "Александровский Сад" отправляет поезд

Фото: Олег Макаров

Как известно, у каждой метрополитеновской должности есть кодовое буквенное обозначение. Иногда это аббревиатура, но чаще всего оно не поддается логически обоснованной расшифровке. Если вам интересно, как же официально называются должности тех или иных сотрудников, приводим краткий словарик:

Служба Д – Служба движения.
ДЦХГ – Главный поездной диспетчер метрополитена
ДЦХС – Старший поездной диспетчер. Начальник текущей смены поездных диспетчеров метрополитена.
ДЦХ – Поездной диспетчер
ДЦХ-3 – Поездной диспетчер 3-й группы
ДС – Начальник станции
ДСП – Дежурный по станции
ДСЦП – Дежурный по посту централизации
ДСП п/о – Дежурный по приему и отправке поездов.


The_Super, Александр Белинский, Олег Макаров.
Все приведенные в статье радиопереговоры вымышлены.


Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».