новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Чистые Пруды



Архитектор Н.Я. Колли, при участии Н.А. Шухарева, Л.Н. Попова, А.Ф. Фокиной
Открыта 15 мая 1935 года.


Первоначальное название "Кировская"
Станция расположена под Тургеневской площадью вдоль Мясницкой улицы (бывшей ул. Кирова).

Работы на станции "Кировская" начались летом 1933 года. Гидрогеологические условия по Кировской улице для проходки весьма неблагоприятны. Трасса линии пересекает значительные пласты неустойчивых и плывунных пород. Станция сооружена на границе известняка и слоя юрских глин. Выше юрских глин залегают мощные плывунные пласты и важно было не допустить нарушения этой перемычки, не выпустить плывуны в выработки.

Станция "Кировская" в 1935 году.
Фото Ботова из набора открыток "Московское метро"

По первоначальному проекту предполагалось строительство трехсводчатой станции, однако в процессе строительства проект был изменен, вместо полноценного центрального зала были сооружены два коротких распределительных зала. Один - основной, длинной 28 метров, шириной между пилонами - 7,65 метра был расположен в южном торце станции. Два прохода между пилонами, шириной 3,1 метра ведут от эскалатора на платформы боковых залов. Северный аванзал, длинной 22,8 метра находился в противоположной части станции и был ограничен двумя торцевыми стенами.

К южному распределительному залу примыкает эскалаторный наклон, строительство которого было одним из самых сложных этапов работ на станции, ведь эскалаторный тоннель огромного диаметра должен был пересечь мощные слои плывунов. Предлагались различные методы проходки наклонного хода. Вариант проходки под сжатым воздухом был отвергнут из за возможных перебоев в подаче электроэнергии к насосам. Риск был велик, а последствия такого отключения были слишком разрушительны, ведь эскалаторный тоннель проходит под улицами с большим движением. Для работ был применен метод замораживания с помощью наклонных скважин. Этот метод предварительно был проверен на шахте № 20, проходка которой специально осуществлялась таким способом с тем, чтобы подготовиться для выполнения более серьезной задачи по проходке эскалаторных наклонов.

Вся станция построена из монолитного бетона. По наружной стороне крайних сводов уложена наружная гидроизоляция, состоящая из пергамина и рубероида, наклеенных при помощи нефтебитума. Кроме наружной имеется замкнутая со всех сторон внутренняя гидроизоляция, поддерживаемая специальной железобетонной, рубашкой толщиной 30 сантиметров, рассчитанной на максимальное гидростатическое давление. Общая ширина станции - 31 метр, высота - 12 метров, длина - 160 метров.

Станция "Чистые Пруды"
Фото Russos ©

Оформление стен боковых станционных залов было призвано создавать иллюзию наличия полноценного центрального зала и проходов в него. Широкие пилястры, напоминающие собой пилоны в проемной части станции, отделанные темным мрамором "уфалей" перемежались светлыми вставками мрамора "коелга"

Бронзовый бюст С. М. Кирова на постаменте из черного полированного лабрадорского гранита был установлен у торцевой стены южного аванзала, напротив открывающейся высотной перспективы эскалаторного тоннеля, ведущего в верхний подземный вестибюль. Из подземного вестибюля коридор, длинной 45 метров вел в наземный павильон, расположенный на Чистопрудном бульваре. К сожалению, сегодня это легкое и изящное, словно пронизанное светом здание окружено многоэтажными торговыми постройками. Наружные стены павильона облицованы белым палевого оттенка естественным камнем, колонны выполнены из розового гранита.

Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными щитами, а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. В течении первых двух месяцев войны, пока не были завершены строительные работы в новом бункере для ставки верховного главнокомандующего, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. Остальные подплатформенные помещения и платформа второго пути использовались для работы и как узел связи. Когда прекращалось движение поездов, перед снятием напряжения с контактного рельса к платформе первого пути подавался состав, вагоны которого служили для работы и отдыха. Кроме того, этот состав закупоривал тоннель для исключения каких-либо непредвиденных ситуаций.

Независимое военное обозрение #19, 2002. В.Удманцев. "Карьера связиста Казакова"

Позже, под станцией был построен новый бункер для штаба ПВО, ныне заброшенный, а так же бункер для ставки верховного главнокомандующего.

В 1947 году на станции, впервые в Московском метрополитене, появилось люминесцентное освещение.

Станция "Чистые Пруды"
Фото Russos ©

В 50-х годах в двух парах проходов в южном аванзале были установлены малые гермозатворы.

К 1971 году на "Кировской" проведена масштабная реконструкция, в результате которой оба аванзала были объединены и образован единый центральный зал. Одновременно был установлен большой гермозатвор после первой пары проходов, а малые гермозатворы во второй паре демонтированы. Архитектурно-композиционное решение станции, отделка пилонов проходов при реконструкции бережно сохранены. Фрагменты первоначального оформления станции сохранились в торцевых зонах, они отличаются более низким сводом с рельефными узорами, отсутствующими в новом зале, а новые арки проходов между пилонами немного ниже старых.

В центре образовавшегося центрального зала сооружен переход на станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии.

В середине 90-х годов станция пережила еще один этап реконструкции. Кафельная плитка на путевых стенах была заменена мраморной облицовкой, рисунок которой полностью повторил прежний.

В 1990 году станция "Кировская" переименована в "Чистые Пруды". Сначала предполагалось переименовать станцию в "Мясницкую", и станция носила это название в течении нескольких дней. Были даже отпечатаны вагонные схемы с названием "Мясницкая", что вносило дополнительную сумятицу среди пассажиров.

Наземный вестибюль Станция "Чистые Пруды"
Фото с сайта "Прогулки по метро" Фото Russos ©

Под станцией "Чистые Пруды" ведется строительство станции "Сретенский бульвар" центрального участка Люблинской линии. Завершение строительства запланировано на 2008 год. Станции будут связаны пересадочными коммуникациями.

 


Использованы материалы рассылки [metro], книги "Как мы строили метро"
Отдельное спасибо Yustas-у, Игорю Лисову, Штурману, Юрию Пирогову, Валентину Мельникову и Владиславу Лаврову.
 



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».