новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Кропоткинская



Архитекторы А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг.
Открыта 15 мая 1935 года.


Первоначальное название "Дворец Советов".
Станция расположена вдоль улицы улицы Волхонка в месте пересечения с Бульварным кольцом, напротив Храма Христа Спасителя.

Станционный зал "Кропоткинской" - один из самых больших на первой очереди - ведь рядом должен был вознестись гигантский Дворец Советов и на платформе должны были свободно разместится огромные толпы людей. Из-за неопределенности с проектом Дворца Советов затягивалось и проектирование станции. Поначалу было решено строить на этом перегоне два однопутных тоннеля с тем, чтобы после окончательного решения о строительстве Дворца Советов, приспособить их для станции. Вопрос о постройке станции был решен в июне 1934 года, окончательный проект закончен к 1 июля, а к январю 1935 года, через 180 дней после начала работ, строительство станции было полностью завершено.

Станция "Кропоткинская"
Фото Russos ©

Станция построена открытым способом в огромном котловане длиной 176 метров и шириной 25 метров. Перегонные тоннели со стороны "Библиотеки имени Ленина" строились траншейным способом под застроенными кварталами и дворами четной стороны Волхонки.

Особую сложность представляла проходка под крыльцом Музея изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительных искусств имени Пушкина). Даже минимальная осадка угла здания или части колоннады была недопустима. Чтобы предотвратить возможность осадки, вдоль здания закладывались стены из отдельных колодцев. Данные геодезических исследований показали осадку одной стороны здания на полтора миллиметра, другой - на 2/3 миллиметра, что говорит о высочайшем качестве и филигранной точности работы проходчиков.

Станционный зал в 1935 году Наземный вестибюль в 1935 году
фото с сайта "Метро, которое мы потеряли"
Строительство станции.
из книги "Рассказы строителей метро"

Стены станции имеют толщину 1,3 метра, лоток станции - от 60 до 70 сантиметров, железобетонное перекрытие - 45 сантиметров. Перед сооружением лотковой части, по дну котлована устраивался 10-15 сантиметровый слой щебня, который заливался раствором и выравнивался, на щебень наносилось несколько слоев гидроизоляции, которая сразу же покрывалась тонким слоем цементного раствора во избежание повреждений и только после этого бетонировалась лотковая плита.

Как и на других участках открытого способа работ, значительное осложнение в работе представляла необходимость переноски подземных городских коммуникаций, проходящих в раскрытом котловане. Наиболее серьезную опасность представляла газовая труба диаметром в 0,6 метра, к которой приходилось относиться с величайшей осторожностью.

Отделка станции была завершена за полтора месяца. Колонны станции в месте примыкания их к верху перекрытия оформлены в виде пятиконечной звезды, что потребовало применения специальной фигурной опалубки.

Станция "Кропоткинская"
Фото Russos ©

Подземное пространство станции, по замыслу архитектора Алексея Душкина, напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Существует легенда, что во время утверждения проекта Л. М. Каганович возмутился таким сходством, но Душкин возразил: "у них дворцы для фараонов, а у нас - для Народа!". И сейчас станция восхищает своей строгой лаконичностью, красотой линий и совершенством пространственно-композиционного решения. Свет от скрытых верхней части колонн светильников, дробясь на полированных мраморных гранях колонн, мягко рассеивается в белоснежных сводах. Платформа станции, покрытая сначала асфальтом, впоследствии была выложена плитами серого и розового гранита.

К сожалению, при недавней замене светильников на новые, более мощные, станция потеряла толику своего таинственного очарования, диссонанс в завершенность замысла внесла и недавно установленная аляповатая красно-синяя колонна экстренного вызова.

Проект "Дворца Советов" получил Гран-при на Международных выставках в Париже в 1937 году и Брюсселе в 1958, где экспонировался макет станции. Коллективу авторов присуждена Сталинская премия СССР за архитектуру и строительство в 1941 году.

Вопреки расхожему мнению, в облицовке станции не использовался мрамор от разрушенного Храма Христа Спасителя. Первоначально путевые стены станции были покрыты метлахской плиткой, замененной впоследствии уральским мрамором "коелга".

Долгое время на станции был только один выход в наземный вестибюль на Гоголевском бульваре, сооруженный по проекту архитектора С. М. Кравеца. Вестибюль представляет собой легкое полуциркульное здание из ряда круглых колонн в виде арки, открывающей вход на Гоголевский бульвар. Широкая гранитная лестница ведет в кассовый зал, стены которого облицованы марблитом (стеклянными плитами молочного цвета). Обилие света, по замыслу архитектора, должно совершенно уничтожать ощущение подземного пространства.

Второй выход, который по проекту должен был вести в грандиозное здание Дворца Советов, был построен в 1957 году, когда в котловане так и не осуществленного небоскреба был открыт бассейн "Москва". Тогда же была заменена облицовка путевых стен, а сама станция переименована в "Кропоткинскую".

На станции, сравнительно мало загруженной сегодня пассажирами, предполагается пересадка на станцию "Остоженка" на продлении Калининской линии


Использованы материалы рассылки [metro], книги "Как мы строили метро"
Отдельное спасибо Yustas-у, Юрию Пирогову, Russos-у, Игорю Лисову, Штурману и Владиславу Лаврову.
 



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».