новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Парк Культуры



Архитекторы Г.Т. Крутиков, В.С. Попов.
Открыта 15 мая 1935 года.


Проектное название "Крымская Площадь"
Станция, расположенная вдоль улицы Остоженка в месте пересечения с Садовым кольцом, под Крымской площадью, строилась открытым способом.

Строительство станции началось весной 1933 года. Чтобы обеспечить устойчивость грунта вокруг будущего котлована станции, по всему периметру забивались сваи из металлических швелеров с зятяжкой из бревен. Через оживленную Крымскую площадь, для сохранения уличного движения и нормальной жизни города был построен на уровне дорожного покрытия деревянный мост, а уже под этим мостом велась разработка котлована станции. Работы на площади проводились по ночам, чтобы громоздкие паровые копры не мешали уличному движению.

Несохранившийся вестибюль Станция в 1935 году
Фото с сайта "Метро, которое мы потеряли" Фото из книги "Рассказы строителей метро"

Условия строительства были очень тяжелыми, уровень грунтовых вод находился значительно выше лотка станции. Длятого, чтобы предотвратить проникновение воды в котлован и избежать выноса грунта, чреватого просадками и разрушением близстоящих домов, использовалось глубинное водопонижение, щели между бревнами затяжки тщательно конопатились. За станцией был предусмотрен четырехпутный оборотный тупик, однако он не был закончены к пуску линии, поэтому перед станций был уложен пошерстный съезд, что позволяло оборачивать поезда при начальном, не очень плотном графике движения. Оборотные тупики были достроены в 1937 году.

Переходный мостик станции "Парк Культуры"
Фото Russos ©

Стены станции облицованы белыми фарфоровыми плитками, Через каждые 7 метров, повторяя шаг колонн, установлены темно-розовые мозаичные пилястры. Внизу, вдоль обеих стен, тянется темно-коричневый мозаичный цоколь. Вдоль платформы в два ряда расположены 44 колонны, облицованные крымским мрамором «кадыковкой» и увенчанные лепными капителями.

Над платформой проходят четыре переходных мостика. Два из них выходят к наземному вестибюлю на Крымской площади, а два к наземному вестибюлю на Остоженке. Мостики покрыты красными метлахскими плитками и украшены белой лепной балюстрадой с мраморными перилами. Стены облицованы белым уральским мрамором «коелга».

Станция была построена за одиннадцать месяцев. Всего было вынуто 100 тысяч кубометров грунта, уложено 25 тысяч кубометров бетона, 1 500 квадратных метров мрамора и 200 тысяч фарфоровых плиток.

Станционный зал
Фото Russos ©

Первоначальный вестибюль на Крымской площади не сохранился, он был снесен при строительстве одноименной станции Кольцевой линии. Кассовый зал этого вестибюля на внешней стороне Садового Кольца был облицован серым уральским мрамором «уфалей», четыре спаренных восьмигранных колонны, покрыты белым «коелга». Кассы были отделаны полированным дубом. Теперь на этом месте построен новый совмещенный вестибюль на обе станции, через него же осуществляется пересадка на Кольцевыю линию.

За все 70 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный облик без изменений. Время коснулось лишь покрытия платформы и освещения. При открытии на станции были красивые люстры в центральном зале и полукруглые светильники из молочно-белого стекла в боковых нефах. С появлением люминесцентных ламп появились новые световые приборы в центральном нефе, а светильники в боковых демонтированы. Надо отдать должное, новые светильники органично вписались в архитектурный облик станции и не вызывают "отторжения", как это произошло на некоторых других станциях (например, "Киевской"-филевской) при аналогичной замене.

Станционный зал
Фото Russos ©

В 1957 году, когда было открыто продление Фрунзенсокго радиуса до "Спортивной", станция перестала быть конечной. До 80-го года станция официально называлась "Парк культуры им. Горького", сокращение названия произошло в преддверии Московской Олимпиады.

 


Использованы материалы рассылки [metro], книги "Как мы строили метро"
Отдельное спасибо Russos-у, Yustas-у, Игорю Лисову, Штурману и Владиславу Лаврову.
 



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».