новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
метро в цифрахзакрытые станциивоенное подземельесекретное метро2теракт в 1977 г.авария на ст. "авиамоторная"пожар на ст. "павелецкая"аварии в 1994 г.теракт в 1996 г.взрыв на ст. "белорусская"прорыв плывуна в 2003теракт в 2004 г.авария электроснабжения
цифры и факты
происшествия

Секретное метро.

Здесь представлено мое личное мнение о так называемом "секретном" или "правительственном метро". Информация взята из самых разных источников, публикаций в СМИ, частной переписки, телеконференций... Приходится тщательно просеивать все сведения, отбирая дублирующиеся, непротиворечивые и наиболее разумные. Так как официальной информации нет, точность и достоверность не гарантируются.

Существует множество слухов и домыслов о существовании под Москвой секретных линий метро. Эта тема широко обсуждалась в прессе в начале 90-х годов. Было высказано множество версий, порой самых фантастичных и невероятных.

Стратегическое значение системы тоннелей метрополитена огромно. Неудивительно, что с начала строительства, станции и тоннели несли не только транспортную, но и военнo-оборонительную функцию. В проекте строительства второй очереди метрополитена была станция "Советская", расположенная под Советской площадью, между станциями "Театральная" (в те времена "Площадь Свердлова") и "Маяковская". В целях ускорения строительства станция так и не была построена (подробнее о проектах второй очереди см. раздел История проектов). С использованием элементов первоначального проекта станции был построен высокозащищенный бункер для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Перегонные тоннели проходят в нескольких десятках метрах от бункера.

"...И сейчас круглые сутки в бункере штаба ГО идет непрерывное дежурство. На центральный пульт стекается вся информация о происшествиях в городе. А если случится что-то чрезвычайное, здесь готовы кабинеты для тех, ко будет руководить спасательными и другими неотложными работами по защите населения. Тут же расположена аппаратура, позволяющая перехватывать радио и телепередачи и в случае необходимости "вклиниваться" в них со своими сообщениями. В закрытых шкафчиках хранятся на этот случай заранее подготовленные тексты и записи..."
Из интервью с начальником штаба гражданской обороны Москвы И.Кузяевым.

Во время войны на станции "Кировская" (теперь "Чистые пруды") находились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда там не останавливались, платформа была отгорожена высокой фанерной стеной. Позже, под станцией был построен новый бункер для штаба ПВО, ныне заброшенный.

...Проделав достаточно длинный путь по тоннельному коридору, из вспомогательных помещений мы попадаем в основные залы. Теперь мы совершенно отчетливо понимаем весь масштаб и всю грандиозность этих сооружений. Здесь не поскупились и на мраморную облицовку стен, и на высоченные потолки, такие же, как и в привычном нам метрополитене. Более того, дальнейшее путешествие показало, что мы попали в самый настоящий заброшенный подземный город. Еще совсем недавно все здесь было готово к автономному существованию избранных людей. Покидали это место в спешке, наспех уничтожив освещение и частично разобрав ценную аппаратуру...
...Первым помещением, на которое мы наугад наткнулись, оказался огромный тир. Оно не оставляет ни малейшего сомнения в прежних хозяевах всего этого мира. Впрочем, уже начиная с самого входа в подземелье, на всем ощущалась тупая военная педантичность - от тщательно очерченных темно-красной краской нижних частей стен до весьма оригинальных трафаретных надписей на стенах и взломанных дверях...
...За тиром нам попадаются многочисленные комнаты жизнеобеспечения - генераторные, электрощитовые, водопроводные. Все они заполнены причудливым переплетением толстых металлических труб, покрашенных в разные цвета...
...На пути нам постоянно попадаются мрачные тоннели в разных направлениях. Вдоль стен тоннелей проходят сотни кабелей разной толщины. Многие из них оборваны, однако некоторые наверняка еще действуют и находятся под напряжением...

Фотографии и текст с сайта "Video-9"

В Кунцево во время войны был построен подземный бункер для Ставки Верховного Главнокомандующего. Информацию об этом бункере можно прочитать в журнале "Профиль" N9 (81) от 9 марта 1998 года.

Похожий бункер был построен вблизи станции "Измайловский Парк". Возможно, существует переход от станции к бункеру. Средний путь на станции, кроме запланированного большего пассажиропотока нес функцию спецпути Сталина во время торжественных мероприятий.

Hазвание "метро-2" система секретных тоннелей получила после публикации в журнале "Огонек", в 1992 впервые поднявшего эту тему. Настоящее название системы - "Д6"

На сайте Московское Метро Артемия Лебедева есть раздел о "Метро-2", который ведет Юрий Зайцев. Там же есть "Секретная схема линий". По этим данным следует, что в Москве было построено более 150 километров линий "метро-2", включая 60 километровую линию до Чехова, в аэропорты Внуково и Домодедово.

Позволю себе не согласиться с изложенной там версией, тем более что большинство описанных фактов не подкреплено реальными данными. Строительство глубоких подземных сооружений нельзя полностью сохранить в тайне.
Даже если при строительстве тоннелей "метро-2" внешних проявлений проведения работ было гораздо меньше, чем при строительстве обычных тоннелей, все равно сохранить строительство в тайне было бы невозможно. Ведь сколько КГБ ни пыталось скрыть строительство объекта в Раменках, все равно существование этого грандиозного подземного города давно уже не секрет.

Даже если предположить, что не только в центре, но и на окраинах и в подмосковных лесах строительство велось закрытым способом, на большой глубине, все равно, строительные шахтные стволы (а по окончании строительства они превращаются в вентиляционные), через каждые 4-5 км., цепочкой отмечали бы трассу линии.
О попытке же сохранить в тайне строительство линий открытым способом и говорить не приходится.

А главное, непонятна необходимость подобных сооружений. Например, зачем спецлинии в аэропорт Внуково? В случае нанесения ядерного удара во всем Московском регионе не останется ни одного способного взлететь самолета, более того, ни одной пригодной для этого взлетно-посадочной полосы. А других ЧП, могущих повлечь необходимость массовой эвакуации высшего партийного и военного руководства, в те времена не предполагалось.

Но и сами по себе слухи из неоткуда не берутся. На основании обрывочных и неполных сведений вырисовывается следующая, подчеркиваю, весьма приблизительная картина.

Система

Под Москвой действительно есть сеть секретных тоннелей и подземных бункеров. Почти наверняка связанны под землей между собой комплексы правительственных зданий на Мясницкой, Старой площади, в Кремле, на Воздвиженке и Смоленской площади.
Об этом говорят ведущие "в никуда" лестничные переходы на "Арбатской", "Киевской"-радиальной", ряде других станций метро глубокого заложения в центре города. (Надо заметить, что неиспользуемые лестничные марши на "Третьяковской-2" - это задел под будущий второй переход на "Новокузнецкую").

Во время немецких налетов в 1941 году, авиабомба разрушила перекрытие тоннеля Филевской линии. Это послужило одной из причин строительства дублирующего участка глубокого заложения Арбатско-Покровской линии в 50-х годах. Вероятно, тогда же было начато строительство специальной линии глубокого заложения, связывающей комплекс в Раменках, бункеры под зданием Генштаба и Министерства Обороны, сооружения в центральной части города.

Линия начинается в районе Кремля/Арбатской площади, тянется на юго-запад параллельно Сокольнической линии мимо комплекса зданий Генштаба на Фрунзенской набережной в Лужники.

Дальше линия проходит под дном Москва реки и связана с перегонным тоннелем Сокольнической линии через тоннель, видимый из поезда, следующего от "Спортивной" к "Университету", с левой стороны по ходу движения. Официально это оборотный тупик, но он продолжается дальше, спускается между основными тоннелями под реку и по дуге круто уходит в сторону. Тоннель упирается в стальные решетчатые ворота, обтянутые стеклотканью. За ними находятся гермоворота Д28 с массивным бетонным блоком.

Стальные гермоворота в конце тоннеля от станции "Спортивная" под дном Москва реки.
 

 

Фотография из архива Юрия Зайцева

Отдельная глубокая линия из центра Москвы в Раменки понадобилась потому, что участки Сокольнической линии, от "Фрунзенской" до "Лубянки" - мелкого заложения и, так же как Лужнецкий Метромост, будут разрушены и не смогут использоваться в случае ядерного удара.

Спецлиния, похоже, строилась одновременно с продлением Сокольнической линии от "Парка Культуры" к "Университету". В первоначальном проекте вместо станции "Спортивная" было две станции "Усачевская" и "Лужниковская" у входа на стадион. Вместо моста предполагался тоннель под Москвой рекой:

"...СМУ-2 готовилось к сооружению станции "Лужниковская" и проходке под Москвой-рекой на юго-запад. Более полутора лет проработал там Гликин: были установлены душкомбинат, котельная, склады, мехцех, были пройдены ствол, околоствольные выработки. И тут по приказу "сверху" начальник СМУ-2 Ф.И.Кузьмин распорядился ликвидировать всю стройплощадку и забутить околоствольные выработки и ствол. Эта территория отводилась под стадион им. Ленина..."
Из статьи "Золотой юбиляр". "Метростроевец" №32 (13058) 23 августа 2002 г.

Проект был спешно переработан, мост и тоннель строились одновременно. Мостовой переход для Сокольнической линии, скорее всего, был выбран не только по соображениям дешевизны и сроков строительства, но и из-за рельефа, ведь Воробьевы горы возвышаются над рекой почти на 100 метров и к станции "Университет" идет практически непрерывный подъем. Возможно, существует промежуточная станция на спецлинии в районе станции "Университет".

Тщательно охраняемый киоск вентиляцинной шахты системы Д6.
 

 

После комплекса в Раменках, линия продолжается дальше на юго-запад, мимо комплекса Академии Генштаба. Об этом свидетельствует наличие интересного объекта на Востряковском шоссе, относящегося к ведению ГУСП. Территория огорожена забором с большими буквами "М" на воротах :-) и табличкой "Главное управление метрополитенов МПС СССР. Лаборатория испытаний и измерений Московского метрополитена".

Косвенным подтверждением существования системы Д6 стали несколько фраз бывшего префекта ЦАО Музыкантского во время одного из интервью:

"...это транспортные подземные коммуникации, связывающие Кремль с командными пунктами, которые предназначены для обеспечения устойчивой работы высшего военного и политического руководства страны в период вооруженного, в том числе ядерного конфликта. Это гигантская система. Она строилась 40 лет. В нее вбухано огромное количество денег. До 91 года само существование, само наличие этой системы было высшей государственной тайной..."

Вот еще одно высказывание:
"Комсомольская Правда" от 6 июля 1998 года. статья про "метро-2":

"...Ханан Исаакович Абрамсон - кандидат технических наук, горный инженер с 60-летним стажем, не просто видел или слышал, а сам строил ряд секретных сооружений оборонного значения под землей.
В интервью журналу "Техника - молодежи" он сказал, что "метро-2" как таковое не существует. Только отдельные ветки, которые связывают подземные правительственные объекты. Ветки значительно удалены друг от друга, проложены либо выше, либо ниже действующих линий метрополитена..."

Подвижной состав

До недавнего времени использовался подвижной состав из контактно-аккумуляторные электровозы серии "Л", моторные вагоны Еж6.

Известны вагоны:

5580 - 5584, 5590 Вагон серии Еж3
5686 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
5710 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
5712 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.

0087 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
0088 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
0089 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711.
0090 Вагон серии Еж6 81-712.
0091 Вагон серии Еж6 81-712.
0092 Вагон серии Еж6 81-712.
0093 Вагон серии Еж6 81-712.

ДПС-01-1 - ДПС-01-4 - дизель-метропоезд Людиновского завода из четырех двуосных вагонов.

Контактно-аккумуляторный электровоз серии "Л" 81-711
Используется для работы в "метро-2" в сцепе с вагонами Еж-6

Максимальная скорость на аккумуляторах - 15 км/ч.
Две кабины управления

Фотография из архива Юрия Зайцева

Вагон Еж6

Условия эксплуатации требовали наличия в каждом вагоне кабины управления, и в то же время возможности выхода/входа через переднюю часть кабины. Выпускавшиеся серийно вагоны 81-717/714 не имели торцевой двери в кабине. Поэтому была выпущена партия вагонов с кузовами, как у вагонов Еж3, снятых с производства в 1978 году, но с более современным электрооборудованием.

Летом 1999 года состав из Л №0089 и Еж6 №0090-0091 проходил капитальный ремонт в Мытищах. На снимке вагон Еж6 в сцепе с электровозом "Л" Тогда же электровоз "Л" № 0088 был переделан в дизель-электровоз с возможностью работы и от КР. Установлен дизель завода "Звезда" (Санкт-Петербург), система нейтрализации выхлопных газов и съемная крыша. Полностью заменен интерьер кабин управления и машинного отделения.

Фотография из архива Юрия Зайцева

Подробнее об этих и других метровагонах на сайте vagon.metro.ru

Дизельный поезд ДПС-01 (Дизель-Подвижной Состав), изготовленный в 1995 году на Людиновском тепловозостроительном заводе специально для работы на неэлектрифицированных участках "Д6". Доработан в Мытищах на заводе "Метровагонмаш"

Максимальная скорость - 60 км/ч. Состоит из 4 двухосных вагонов: 2 головных с дизелями и 2 прицепных (ДПС-01-1, ДПС-01-2, ДПС-01-3 и ДПС-01-4). Хитрый знак на кабине - логотип завода "ЛЮДИНОВОТЕПЛОВОЗ".

За основу конструкции взят дизель-поезд СДП-4, конструкция кузова которого уменьшена до метрогабаритов.

Фотография сделана весной 1995 года перед передачей состава в метродепо "Сокол", размещена с согласия Юрия Зайцева

В 2003 году Служба Специальных Объектов ГУСП заказала объединению "Метровагонмаш" дизель-поезда на основе РА-1 (71-730). Каждый дизель-поезд состоит из двух вагонов с возможностью управления составом из кабины любого вагона. Дизельный двигатель, соответсвующий нормам Euro-3 находится под полом. На настоящее время осуществлена поставка 7 вагонов.

Некоторые вагоны, ранее работавшие в Д6 сейчас переоборудованы, модернезиорваны и используются резервными (Еж3 5581, 5583 и 5584), более новые Еж6 находятся на консервации в депо "Новогиреево".

Отсутствие контактного рельса и небольшая интенсивность движения (вся система в основном однопутна), предполагают использование и нерельсового транспорта. Для возможности проезда автомобилей, рельсы в тоннелях "Д6" утоплены в бетонную подушку.

Вся система секретных линий ранее находилась в ведомстве 15 управления КГБ.

Сейчас системой тоннелей и бункеров занимается "Служба Специальных Объектов". Создана указом Ельцина N350 от 15 марта 1999 года "ВОПРОСЫ СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРИ ПРЕЗИДЕHТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

В указе есть интересные фразы:
"...содержание и эксплуатация в мирное время технических средств специальных объектов, специальных транспортных средств, а также их надежное функционирование в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени..."
"...содержит в готовности специальные транспортные средства..."

Эта служба входит в Главное Управление Специальных Программ при Президенте РФ (ГУСП), в его ведении находится огромное хозяйство: засекреченные бункеры, тоннели и здания по всей стране. Все, что связано с деятельностью ГУСП, покрыто мраком. Глава этой спецслужбы никогда не отчитывается публично, в отличие, например, от директора ФСБ.

Строительство специальных сооружений ведет ОАО "Трансинжстрой" (бывш. Управление 10А) - строительная организация, строившая, в том числе и объекты "обычного" метро: станции "Баррикадная", "Улица 1905 года", "Крылатское" и "Парк Победы".

Подземный бункер в процессе строительства

Площадки "ОАО Трансинжстрой" с шахтными копрами встречаются там, где никаких линий метро не проходит. Таблички на ограде этих площадок лаконично сообщают, что здесь ОАО "Трансинжстрой" ведет "сооружение/реконструкцию объектов метрополитена".

Все это говорит о том, что секретные подземные объекты в Москве продолжают строиться.

 


Спасибо Юрию Зайцеву за помощь в создании раздела.

Если у вас есть какая-либо информация по поводу "Метро-2", мне будет интересно услышать Ваше мнение.
vlad.svd@gmail.com



 



Rambler's Top100 Internet Map
Последнее обновление 07.03.2008
Copyrigt©1997-2008 metro.molot.ru
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) metro.molot.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте