новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
первые проектыначало строительствапервая очередьгоды войныпослевоенный периодметро в 50-60метро в 70-80метро в 90-хметро сегодняистория схемпредысторияиюньский (1931 г.) пленумпроекты 32-53 годов53-71 гг.генплан 1971новейшая историялитературалегкое метромитинский радиуссолнцевская линия ЛМ
летопись
история проектирования
архив проектов

3. Проектирование и первые очереди строительства



3.1. Первоначальный проект линии 1-й очереди и глубокого ввода

В брошюре И.Е.Катцена [1931К] изложен, по-видимому, впервые, самый первый вариант 1-й очереди строительства метрополитена и глубокого ввода, разработанный непосредственно после Июньского пленума. Подземная линия метрополитена длиной 6.5 км идет мелким заложением от Гавриковой ул. до Дворца Советов, имея станции: Гаврикова Улица, Каланчевская Площадь, Красные Ворота, Мясницкие Ворота, Площадь Дзержинского, Площадь Свердлова, Охотный Ряд, Библиотека Ленина, Улица Фрунзе, Дворец Советов.

При скорости сообщения в 30 км/ч эту линию можно было бы проехать за 13 мин; интервал планировался до 1 мин, а провозная способность - до 60000 пассажиров в час в каждом направлении. Поезда планировались уменьшенного по сравнению с железнодорожным габарита (шириной 2.7 м), из моторных и прицепных вагонов, от 4 до 6 (в час "пик") в составе. Первая линия могла быть сооружена уже к концу 1933 г. [31, с.37]. Ее стоимость вместе с депо и подвижным составом оценивалась в 65 млн руб, причем себестоимость перевозки пассажиров была бы на 25% ниже, чем на трамвае [1931К, с.38].

На схеме показаны и перспективные участки - на северо-восток через ст. Сокольники и на юго-запад со станциями Мансуровский Переулок, Крымская Площадь и Хамовники с перспективой дальнейшего продления в направлении ж.д. станции Воробьевы Горы и самих Ленинских гор.

[Проект первой очереди строительства. ]
Из брошюры И.Е.Катцена (1931)

В [31, с.24] перечислены направления следующих линий: по Тверской ул., по Арбату, в Замоскворецком и Таганском направлении и т.д. В пятилетний срок протяженность линий может быть доведена до 50 км [1931К, с.37].

Электрифицированный железнодорожный диаметр длиной 11.5 км должен был ответвляться от путей Северной ж.д. (совр. Ярославское направление Московской ж.д.) в направлении центра города на 4-м километре, между совр. пл. Маленковская и Москва-3. Он имел станции Балтийский Вокзал, Самотека, Трубная Площадь, Площадь Дзержинского, Площадь Ногина, Садовая Улица и Москва-Рогожская, после которой примыкал к путям Нижегородской ж.д. Кроме того, в районе Чухлинка - Шереметьево (Плющево) диаметр примыкал и к путям Казанской ж.д. Пересадка с линии метро на ж.-д. диаметр планировалась по ст. Площадь Дзержинского.

Железнодорожный диаметр от Маленковской до Трубной пл. планировался эстакадным, участок от Трубной пл. до пл. Ногина длиной 1.3 км - подземным, далее - вновь эстакадным. Стоимость его (без учета подвижного состава) оценивалась в 30 млн руб. Рассматривался также более короткий (на 0.3 км) вариант трассировки восточного участка ж.-д. диаметра в тоннеле под Таганским холмом со станциями Таганская Площадь и Абельмановская Застава и выходом непосредственно к бывшему Нижегородскому вокзалу [1931К, с.18-21].

Первоначально НКПС требовал использования и на метрополитене, и на глубоком вводе подвижного состава ж.д. габарита (ширина 3.20 м), но снял свое требование в отношении метрополитена из-за невозможности проведения мелким заложением линии с ж.д. габаритом под Мясницкой ул. без дополнительных работ по подводке фундаментов [1932ММ, с.174].

3.2. Опытный участок

Для опытной проверки воможности строительства по парижскому способу закрытой проходки и с использованием чертежей проекта МГЖД в ноябре 1931 г. был образован опытный участок на Русаковской ул., 13, у Митьковской ж.д. ветки (позже получил обозначения "дистанция №4" и "шахта №29"), и заложен сперва наклоннный бремсберг, а затем шахта [2001МТ, с.41]. В ноябре начали строить эстакаду, а 10 декабря - вынимать грунт. Строительство велось по рабочим чертежам В.Л.Маковского из Технического отдела Управления Метростроя [1995М, с.59; 1935РСМ, с.21, 395, 461] и проекту производства работ В.С.Пикуля [М13047].

Прокладка опытной штольни не обошлась без неприятностей: она вошла в водоносный слой, произошла осадка поверхности земли; кирпичное здание, расположенное рядом, получило деформации и в довершение 12.02.1932 лопнула водопроводная магистраль, что привело к затоплению выработки. В общем, необходимый опыт строительства "парижского" односводчатого тоннеля с обделкой из бутового камня был получен [1995Л, с.21].

А рядом, на дистанции №3, 15.05.1932 была начата проходка по открытому берлинскому способу [Музей].

В июне 1932 г. выработку шахты №29 осмотрели английские эксперты, после чего было решено отказаться от такой технологии работ [М13047].

3.3. Пересмотр проекта 1-й очереди

Первая линия протяженностью 6.5 км могла, по расчетам специалистов Метростроя, быть построена в течение 2-3 лет [1935РМ, с.13].

Но ни предложенная протяженность первой линии, ни сроки строительства первоочередных линий и сети метрополитена протяженностью 80 км в целом не удовлетворили заказчика - секретаря ЦК ВКП(б) И.В.Сталина.

Первый секретарь МГК ВКП(б) Л.М.Каганович в докладе о работе МК и МГК ВКП(б) на III Московской областной и II Московской городской конференциях ВКП(б) 23.01.1932 сообщил, что вождю был доложен план строительства первоочередных линий с окончанием в 1936 г., однако И.В.Сталин предложил закончить их в 1935 г. В состав этих первоочередных линий метрополитена, строящихся в 1932-1935 гг., вошли Мясницкий, Усачевский, Арбатский, Тверской, Таганский, Покровский и Замоскворецкий радиусы суммарной длиной 58.4 км и ожидаемым объемом перевозок до 1000 млн пассажиров в год.

В эти же сроки предполагалось построить глубокий железнодорожный ввод; на последующие годы оставалось строительство Рогожского, Краснопресненского, Дзержинского радиусов и Кольцевой линии [1932ЛМК, с.97-98].

[Перспективная схема линий, приложенная к докладу Л.М.Кагановича.]
Из книги "Московские большевики в борьбе за победу пятилетки" (1932)

Самая же первая очередь решением МК ВКП(б) и Моссовета по предложению Л.М.Кагановича была удлинена почти вдвое, до 12 км [1935РМ, с.13]. В состав Мясницко-Усачевского диаметра были включены концевые участки Дворец Советов - Крымская Площадь, Гаврикова Улица - Сокольники, и он удлинился до 8.9 км. Было также решено в первоочередном порядке строить Арбатский радиус от Сапожковской площади длиной 2.6 км со станциями Библиотека Ленина (2) - Арбатская Площадь - Серебряный Переулок - Смоленский Рынок [1995Л, с.20]. Эти три радиуса составили и первую очередь строительства, которую в январе 1932 г. предполагалось закончить и ввести в эксплуатацию в конце 1933 г. [1932ЛМК, с.98].

На этих трех радиусах должно было обращаться 144-152 вагона (в зависимости от глубины заложения); депо предполагалось разместить на ул. Матросская Тишина. Пропускная способность линии была принята в 30000 чел/час в каждую сторону [1932ММ, с.32, 70, 74].

Из сказанного можно заключить, что в январе 1932 г. очередность строительства метрополитена была такой:

  • 1-я очередь - Мясницкий, Усачевский и Арбатский радиусы (11.5 км);
  • 2-я очередь - Тверской, Таганский, Покровский и Замоскворецкий радиусы (37.4 км) плюс продление на 9.5 км линий 1-й очереди;
  • 3-я очередь - Рогожский, Краснопресненский и Дзержинский радиус (21.9 км) и Кольцевая линия.
К январю 1932 был составлен эскизный проект как общей схемы линий Московского метрополитена, так и трех радиусов первой очереди [БСЭ1, т.39, ст.204].

3.4. Перспективная схема 1932 г. перед переходом к глубокому заложению

Подготовительные работы и строительство участков 1-й очереди были начаты весной 1932 [1997Э, с.478]. В апреле 1932 г. началось дополнительное разведочное бурение по трассе 1-й очереди [1935РМ, с.65].

К 01.05.1932 в Техническом отделе Метростроя был подготовлен технический проект первой очереди строительства Мясницко-Усачевского диаметра и Арбатского радиуса мелкого заложения [1935РСМ, с.21-22].

В начале 1932 г. В.Л.Маковский представил докладную записку о необходимости перехода к глубокому заложению руководству Метростроя, затем второму секретарю МГК ВПК(б) Н.С.Хрущеву, а 01.03.1932 опубликовал критическую статью в "Правде". По требованию Моссовета и МГК ВКП(б), высказанному на совещании 18.04.1932 и оформленному решением от 09.05.1932, в течение одной недели, к 16.05.1932, был составлен и второй проект - глубокого заложения. В нем было два варианта трассы, отличающиеся участком от Каланчевской пл. до пл. Дзержинского - основной через Красные Ворота и чуть более короткий (на 134 м) под проектируемой Ново-Мясницкой ул.

Перспективная схема линий в обоих вариантах включала пять диаметров: Мясницко-Усачевский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский [1932ММ, сс. 9-12 и 43-46], которые должны были строиться в три очереди [1932ММ, с.213].

Летом 1932 г. рассматривалась также возможность добавления к перспективной схеме помимо Кольцевой линии еще и Калужско-Тимирязевской линии. Интересно, что на перспективной схеме эти диаметры имели следующие цвета [1932ММ, с.212-213]:

Диаметр

Цвет

Мясницко-Усачевский

красный

Таганско-Тверской

зеленый

Арбатско-Покровский

коричневый

Дзержинско-Замоскворецкий

синий

Рогожско-Краснопресненский

желтый

Калужско-Тимирязевский

фиолетовый

[Уличная реклама с перспективной схемой Московского метрополитена.]
Источник не найден.

Хотя альбом схем, прилагавшийся к книге [1932ММ], не найден, топология схемы, по крайней мере в пределах Садового кольца, может быть восстановлена по имеющимся в ней упоминаниям, описаниям трасс линий и пересадочных станций. Лишь трасса Калужско-Тимирязевского диаметра не может быть восстановлена точно.

Диаметр

Станции

Мясницко-Усачевский

Черкизово - Халтуринская Улица - Преображенская Застава - Стромынка - Сокольники - Гаврикова Улица - Каланчевская Площадь - Красные Ворота - Мясницкие Ворота - Площадь Дзержинского - Площадь Свердлова - Охотный Ряд - Библиотека Ленина - Улица Фрунзе - Дворец Советов - Мансуровский Переулок - Крымская Площадь - Хамовники - Воробьевы Горы

Арбатско-Покровский

Кутузово - Дорогомиловская Застава - Брянский Вокзал - Смоленский Рынок - Серебряный Переулок - Арбатская Площадь - Библиотека Ленина - Красная Площадь - Ильинские Ворота - Покровские Ворота - Курский Вокзал - Гороховская Улица - Бауманская Площадь - Спартаковская Площадь - Переведеновский Переулок - Электрозаводская - Семеновская Площадь - Мироновская Улица - Стадион

Таганско-Тверской

Завод АМО - Кожухово - Велозавод - Крутицкий Вал - Крестьянская Застава - Таганская Площадь - Яузские Ворота - Площадь Ногина - Красная Площадь - Охотный Ряд - Моссовет - Страстная Площадь - Садово-Триумфальная Площадь - Белорусско-Балтийский Вокзал - Бега - Стадион Динамо - Академия Воздушного Флота - Аэропорт - Всехсвятское

Дзержинско-Замоскворецкий

Нижние Котлы - Автозаводский Мост - Даниловский Рынок - Завод Ильича - Добрынинская Площадь - Кадашевская Слобода - Москворецкая - Красная Площадь - Площадь Свердлова -Трубная Площадь - Сухаревская Площадь - Безбожный Переулок - Балтийский Вокзал - Алексеевское - Ново-Останкино - Останкино

Рогожско-Краснопресненский

Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Арбатская Площадь - Улица Фрунзе - Москворецкая - Яузские Ворота - Земляной Вал - Площадь Прямикова - Застава Ильича - Проломная Улица - Новая - Дангауэровка - Соколиная Гора

Калужско-Тимирязевский

... - Савеловский Вокзал - Палиха - Селезневская Улица - Садово-Каретная Улица - Страстная Площадь - Никитские Ворота - Арбатская Площадь - Дворец Советов - Якиманка - Калужская Площадь - Калужская Застава - ...

Глубокий ж.д. ввод

Балтийский Вокзал - Самотека - Трубная Площадь - Площадь Дзержинского - Площадь Ногина - Яузские Ворота - Таганская Площадь - Абельмановская Застава

Под Красной площадью, параллельно Верхним торговым рядам, был спроектирован пересадочный узел трех линий: Арбатско-Покровской, Таганско-Тверской и Дзержинско-Замоскворецкой.

Схема предусматривала всего два перехода через Москву-реку: на Арбатском радиусе между ст. Смоленский Рынок и Брянский Вокзал (чуть южнее Бородинского моста) и на Замоскворецком радиусе у ст. Москворецкая. В обоих случаях предполагался мостовой переход.

3.5. Частичный переход на глубокое заложение

23.05.1932 Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление "О проектах и смете строительства метрополитена". Оно упомянуто в [СиК, с.263] со ссылкой на РГАСПИ, ф.17, оп.3, д.885, л.4.

Постановлением Совнаркома Союза ССР №806 от 25.05.1932 г. было установлено: "Участок от Сокольников до Площади Свердлова с закладкой на большую глубину строить закрытым способом, решение об остальных участках принять по результатам экспертизы". В документе также указывалось: "Считать Метрострой важнейшей государственной стройкой с обеспечением ее материалами, металлом, цементом, средствами транспорта и т.п., как первоочередной важности ударной стройки всесоюзного значения" [Музей; 1935РМ, с.65].

После этого оба проекта были представлены на рассмотрение советской, германской, английской и французской экспертизы. Эксперты должны были ответить на ряд вопросов относительно схемы линий, глубины заложения, способа работ, подвижного состава, электроснабжения и т.д.

Комиссию отечественных экспертов возглавлял академик И.М.Губкин, иностранными экспертами были специалисты из Германии, Франции и Англии [1995Л, с.21].

Комиссия Губкина в вопросе о глубине заложения ограничилась лишь участком от пл. Свердлова до Крымской пл. (вопрос о восточном участке Мясницко-Усачевской линии считался решенным постановлением от 25 мая) и в своем заключении от 07.08.1932 рекомендовала вести Мясницко-Усачевский диаметр от ст. Площадь Свердлова до ст. Библиотека Ленина глубоким заложением, перейти к мелкому заложению на перегоне до ст. Дворец Советов и идти мелким заложением до ст. Крымская Площадь; Арбатский радиус - вести мелким заложением. Трассу Мясницкого радиуса комиссия рекомендовала сместить под Ново-Мясницкую улицу. На станциях Красные Ворота, Крымская Площадь и Смоленский Рынок комиссия предложила предусмотреть возможность в будущем пересадки на Кольцевую линию. Наконец, комиссия подтвердила, что ввод линий первой очереди к 01.01.1934 вполне возможен [1932ММ, с.102-103].

В ходе обсуждения проектов и экспертиз летом 1932 г. из первой очереди строительства были исключены станции Площадь Свердлова, Улица Фрунзе, Мансуровский Переулок и Серебряный Переулок [1932ММ, с.101-102]. (В порядке курьеза можно отметить "уцелевшую" станцию Площадь Свердлова на картах в книжках П.Лопатина [1934ПЛ] и Н.М.Коробкова [1935НК], изданных в 1934 и 1935 г.!)

[Схема первой очереди с "лишней" станцией Площадь Свердлова.]
Из книги Н.М.Коробкова (1935)

Несмотря на принятое в мае 1932 г. решение о переходе к глубокому заложению под Мясницкой ул. и на рекомендацию комиссии И.М.Губкина, к железнодорожному габариту так и не вернулись [1932ММ, с.102 и 175].

Итак, после изучения результатов экспертиз, проведенных в июне-августе 1932, было решено вести строительство комбинированием глубокого и мелкого заложения тоннелей: глубоким заложением - участок от ст. Сокольники через Площадь Свердлова до ул. Фрунзе, мелким заложением - участок от ул. Фрунзе до Крымской пл. и Арбатский радиус [1935РСМ, с.22-23; 1995Л, с.21].

Однако реализовать это решение оказалось невозможно, так как на участке вблизи ст. Каланчевская Площадь в течение лета и осени 1932 г. так и не удалось пройти 8 шахт до заданной отметки в мощных слоях глины. Пришлось и на этом конце Мясницкого радиуса, от Сокольников до Каланчевской пл., вернуться к мелкому заложению [2001МТ, с.41].

Что касается способа проходки, то в зависимости от местных условий было решено использовать и открытый берлинский способ строительства, и закрытый (горный) парижский способ, и - при прохождении староречий и неустойчивых грунтов - лондонский щитовой способ.

После многочисленных дискуссий весной 1933 г. было решено строить Арбатский радиус дворами, в стороне от Арбата, траншейным способом, когда по обе стороны будущего тоннеля роют короткими участками траншеи, в которых возводят стены. Затем сооружают перекрытие тоннеля, из-под перекрытия вынимают основную массу грунта и, наконец, бетонируют основание (лоток) тоннеля [1995Л, с.21]. Этот способ получил тогда название московского.

25 шахт Мясницкого радиуса были заложены в июле 1932 г. и пройдены в течение 1933 г. Проходка шахт Арбатского радиуса началась в декабре 1933 г. [1935РМ, с.18, 69].

Проходка из шахты №29 на опытном участке длиной 50 м была завершена в июне 1933 г. [2001МТ, с.41], а на всей дистанции в 223 м (вариант: 229 м) - 25.01.1934. Пути на всем опытном участке были уложены к 01.04.1934 [М13047]. Шахты, пройденные заранее в направлении от опытного участка в сторону ст. Гаврикова Улица, при возвращении к открытой проходке были частично засыпаны.

3.6. Перспективная схема 1933 года и ее отражение в Генплане 1935 г.

Опережая разработку Генерального плана в целом и как бы задавая его транспортную составляющую, СНК СССР 21.03.1933 постановлением №529 утвердил разработанную еще в начале 1932 г. общую перспективную схему линий Московского метрополитена. Схема включала пять диаметров суммарной длиной 80.3 км, с 83 станциями [1965У; 2003ЛК, с.417 и далее]:

Диаметр

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Фрунзенско-Мясницкий

Черкизово - Ленинские Горы

16.0

15

* Мясницкий радиус

 

10.0

 

* Фрунзенский радиус

 

6.0

 

Арбатско-Покровский

Благуша - Кутузово

14.3

15

* Арбатский радиус

 

5.0

 

* Покровский радиус

 

9.3

 

Таганско-Тверской

Автозаводская - Всехсвятское

20.1

19

* Тверской радиус

 

9.5

 

* Таганский радиус

 

10.6

 

Дзержинско-Замоскворецкий

Нижние Котлы - Останкино

15.8

18

* Дзержинский радиус

 

7.8

 

* Замоскворецкий радиус

 

8.0

 

Краснопресненско-Рогожский

Ваганьково - Соколиная Гора

14.1

16

* Краснопресненский радиус

 

4.5

 

* Рогожский радиус

 

9.6

 

Итого

 

80.3

83

В дальнейшем намечалось строительство Тимирязевско-Калужского диаметра и двух кольцевых линий - по Садовому и по Камер-Коллежскому валу [2003ЛК, с.417].

В постановлении были также установлены предельные сроки окончания сооружений линий метрополитена первой очереди строительства (Кировский радиус - 5.8 км, Фрунзенский - 3.5 км, Арбатский - 2.3 км) [1995М, с.43].

[Перспективная схема Московского метрополитена по постановлению СНК СССР от 21.03.1933.]
Из брошюры Н.Н.Улласа (1965)

[Перспективная схема Московского метрополитена вскоре после перехода к глубокому заложению. В проекте еще сохраняется глубокий ж.д. ввод. Южный участок Замоскворецкого радиуса уже загнут вдоль Загородного шоссе.]
Из книги П.Лопатина (1934)

Технический проект 1-й очереди составлялся до середины 1933 г. С 01.06.1933 г. проектный отдел Управления Метростроя был преобразован в Центральную проектную контору "Метропроект" (руководитель проф. В.Л.Николаи), в которой было образовано два сектора - строительный (С.Н.Розанов) и электротяговый (К.С.Мышенков).

3.7. Изменения перспективной схемы к концу 1934 г.

По мере строительства линий первой очереди в перспективную схему вносился ряд изменений, срок окончания строительства 1-й очереди сдвигался, сокращался состав и протяженность линий 2-й очереди, и лишь суммарная длина линий оставалась неизменной и равной 80.3 км, как было задано постановлением 21.03.1933 г.

Британская экспертиза 1932 г. предложила состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а именно - вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского радиуса построить касающиеся Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский. Это предложение было принято не позднее середины 1934 г.

Кроме того, отказались от строительства тройной пересадочной станции под Красной площадью. Вместо этого пересадочный узел четырех диаметров из пяти, исключая Рогожско-Краснопресненский, было решено строить с привязкой к станции Охотный Ряд.

К 30.12.1933 общий план строительных работ был выполнен на 10%. Длительный период "раскачки" (а по существу - организации и приобретения опыта) на строительстве 1-й очереди закончился пленумом Моссовета 29.12.1933 и совместным решением МК, МГК ВКП(б), Моссовета и Мособлисполкома о строительстве. После него была увеличена численность Метростроя, выработка увеличилась в несколько раз, и появилась перспектива закончить первую очередь до конца 1934 г. В мае на строительстве работало 75639 человек, на участке Охотный Ряд - Площадь Дзержинского работало два щита [1935МР, с.21, 69-71].

Выступая 16.07.1934 г. на пленуме Моссовета с участием ударников Метростроя, фабрик и заводов Москвы, Л.М.Каганович отметил успехи строительства и объявил, что на ближайшие 4 года намечено построить еще около 20 км новых линий метро. Однако, сказал он, решения о линиях метро 2-й очереди еще нет - идет подготовка проектных материалов. По требованию И.В.Сталина линии 2-й очереди должны были прежде всего охватить вокзалы [1934ЛК, с.27].

Предварительно в состав 2-й очереди были включены линии:

  • Горьковский (Тверской) радиус от Охотного ряда до ст. Белорусско-Балтийский Вокзал длиной около 4 км. Предложение дотянуть линию до стадиона "Динамо" было отклонено из-за нехватки средств с одной стороны и наличия Ленинградского шоссе с высокой пропускной способностью с другой.
  • Замоскворецкий радиус от Охотного ряда до ст. Павелецкий Вокзал с пересечением Москвы-реки тоннелем.
  • Участок длиной 1.5 км от ст. Смоленская Площадь до ст. Брянский Вокзал.
  • Покровский радиус из центра через ст. Курский Вокзал и далее через Сталинский район до Измайловского парка имени И.В.Сталина и будущего Международного стадиона [1934ЛК, с.27].
В этом выступлении впервые было зафиксировано частичное изменение трассы Замоскворецкого радиуса: теперь вместо Добрынинской площади он проводился через Павелецкий (Саратовский) вокзал.

Карта, соответствующая предложениям Л.М.Кагановича, опубликована в сборнике "Московский метрополитен имени Л.М.Кагановича" (1935) и воспроизведена на Постоянно-действующей выставке Генплана. Она уверенно датируется 1934 годом, так как на ней обозначена станция Мясницкие Ворота, переименованная в Кировскую постановлением ЦИК СССР от 17.12.1934.

[Предполагаемые линии 2-й очереди по состоянию на июль 1934 г.]
Из книги "Московский метрополитен имени Л.М.Кагановича" (1935)

На участках, предлагаемых во вторую очередь строительства, мы видим станции:

  • Горьковский (Тверской) радиус: Площадь Свердлова - Пушкинская Площадь - Триумфальная Площадь - Белорусско-Балтийский Вокзал. Исключена станция Моссовет, входившая в схему 1932 г.
  • Замоскворецкий радиус: Площадь Свердлова - Мосворецкая - Климентовский Переулок - Вешняковский переулок - Павелецкий Вокзал. Вместо одной станции в Замоскворечье теперь предусмотрены две.
  • Арбатский радиус: Смоленская Площадь - Киевский Вокзал (с мостовым переходом южнее Бородинского моста).
  • Покровский радиус: Библиотека Ленина - Площадь Революции - Ильинские Ворота - Хохловская Площадь - Курский Вокзал - Гороховская Улица - Бауманская Площадь - Спартаковская Улица - Переведеновский Переулок - Электрозаводская - Семеновская Площадь - Мироновская Улица - Стадион.

В июле 1934 было выпущено постановление СНК СССР, которым было установлено направление линии второй очереди Моск. метрополитена [БСЭ1, т.39, ст.214].

К книге [1935РСМ] приложена перспективная схема, составленная начальником отдела эскизного проектирования и трассы Метропроекта М.Н.Бедрицким и датированная 28.12.1934.

[Перспективная схема линий Московского метрополитена по состоянию на декабрь 1934 г.]
Из книги "Рассказы строителей метро" (1935).

На ней мы видим очередные изменения, внесенные и в линии второй очереди, а также в перспективные линии. Горьковский радиус все-таки продлен до ст. Бега, "посаженной" на пересечении Ленинградского проспекта с Башиловкой; Замоскворецкий радиус лишился станции Вешняковский переулок, а Покровский радиус - станции Гороховская Улица.

Замоскворецкий радиус после ст. Павелецкий Вокзал выходит на старую трассу и идет до ст. Даниловский Рынок, но после нее уходит с Варшавского шоссе к западу на Малую Тульскую ул. и Загородное шоссе, имея три станции: Духовской Переулок, Больница Кащенко, и у пересечения с М.-О.ж.д. - Загородное Шоссе.

Таганский радиус от Центрального пересадочного узла идет по старой трассе до ст. Крестьянская Застава, а от нее на юг по Камер-Коллежскому валу, имея станции Дубровский Проезд, Симоново и Завод Сталина.

Дзержинский радиус трассируется по 1-й Мещанской ул. вместо 2-й Мещанской.

Центральная часть Краснопресненско-Рогожского диаметра более не обходит Кремль с юга, а вместо этого трассируется от ст. Площадь Восстания до ст. Никитские Ворота, далее по северной части Бульварного кольца через ст. Пушкинская Площадь, Трубная Площадь, Мясницкие Ворота, Покровские Ворота, Серебряническая Набережная, далее старой трассой.

Как перспективная обозначена Кольцевая линия по Садовому кольцу с 17 станциями.

Радиус

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

1-я очередь строительства

Мясницкий радиус

Охотный Ряд - Сокольники

5.8

7

Фрунзенский радиус

Охотный Ряд - Крымская Площадь

3.4

3

Арбатский радиус

Библиотека Ленина - Смоленская Площадь

2.4

3

Итого

 

11.6

13

2-я очередь строительства

Горьковский радиус

Охотный Ряд - Бега

4.9

5

Покровский радиус

Библиотека Ленина - Стадион

10.8

11

Арбатский радиус

Смоленская Площадь - Киевский Вокзал

1.7

1

Замоскворецкий радиус

Охотный Ряд - Павелецкий Вокзал

3.7

3

Итого

 

21.1

20

Последующая очередь строительства

Мясницкий радиус

Сокольники - Черкизово

4.6

4

Фрунзенский радиус

Крымская Площадь - Воробьевы Горы

2.2

2

Арбатский радиус

Киевский Вокзал - Кутузово

1.3

2

Горьковский радиус

Бега - Всехсвятское

3.8

4

Таганский радиус

Площадь Свердлова - Завод Сталина

8.9

8

Замоскворецкий радиус

Павелецкий Вокзал - Черемушки

4.1?

5

Дзержинский радиус

Площадь Свердлова - Останкино

7.8

7

Рогожский радиус

Мясницкие Ворота - Соколиная Гора

8.2

9

Краснопресненский радиус

Мясницкие Ворота - Ваганьково

6.7

7

Итого

 

47.6

48

Всего

 

80.3

81

Кольцевая линия

Кольцевая линия

 

15.5

17

В том же 1934 г. было решено называть по разному станции пересадочных узлов. Появились, хотя далеко не сразу вошли в обиход, названия Улица Коминтерна, Площадь Свердлова, Площадь Революции.

Кстати, в [1935НМК, с.22 и 32] Рогожский радиус назван Дангауэровским, Дзержинский - Останкинским, и даже Усачевский (Фрунзенский) - Остоженским.

В книге "Метро" [1935РМ, вклейка] приведена, а у И.Сергеевой в [1989ИС] воспроизведена с изменением цветового оформления карта линий 1-й и 2-й очереди, которая датируется мартом-апрелем 1935 г.

[Предполагаемые линии 2-й очереди по состоянию на март-апрель 1935 г. Справа - часть портрета П.П.Ротерта.]
Из книги И.Сергеевой (1989)

На ней уже обозначен участок Белорусско-Балтийский Вокзал - Бега - Стадион Динамо, но все еще имеются ст. Гороховская Улица и Вишняковский Переулок, пропущенные на схеме М.Н.Бедрицкого. По сравнению со схемой 1934 года изменены названия двух станций: Покровские Ворота вместо Хохловская Площадь и Бакунинская Улица вместо Переведеновский Переулок.

Названия станций 1-й очереди приведены предпусковые: уже Кировская и Красносельская, но еще Крымская Площадь - при том, что дата переименования двух последних и дата подписания книги в печать совпадают - 28.02.1935.

По тексту [1935РМ, с.41-42] Горьковский радиус идет до стадиона "Динамо", Замоскворецкий - до Саратовского вокзала, Покровский - до Международного стадиона имени И.В.Сталина, Арбатский -до Киевского вокзала. Однако приводимая в статье П.П.Ротерта [1935РМ, с.52] общая длина линий 2-й очереди - 20.2 км - соответствует варианту с окончанием Горьковского радиуса у Белорусско-Балтийского вокзала.

В феврале 1935 г., в момент начала рабочего движения по трассе метрополитена, Л.М.Каганович был переведен на должность наркома путей сообщения СССР, а пост первого секретаря МГК ВКП(б) в марте 1935 г. занял Н.С.Хрущев.

26.04.1935 ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили заключение Государственной комиссии по приемке 1-й очереди Московского метрополитена. На основании Постановления Центрального комитета ВКП(б) и Совнаркома СССР, 13.05.1935 нарком путей сообщения Л.М.Каганович подписал приказ №118/Ц "Об открытии нормального движения по линиям 1-й очереди Московского метрополитена" с 15.05.1935.

15.05.1935 началась эксплуатация линий первой очереди - Кировско-Фрунзенского диаметра, от ст. Сокольники до ст. ЦПКиО имени М.Горького (проектная Крымская Площадь), и Арбатского радиуса от ст. Охотный Ряд до ст. Смоленская.

Эксплуатационная длина Кировско-Фрунзенского диаметра составила 8400 м, Арбатского радиуса от ст. Охотный Ряд - 2615 м [схема]. Стоимость первой очереди выразилась в сумме 760-770 млн руб. [БСЭ1, т.39, ст.205; 1935МР, с.57].

[Схема 1-й очереди Московского метрополитена.]
Схема с сайта metro.ru

3.8. Генеральный план 1935 года

10.07.1935 постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы, разработанный под руководством В.Н.Семенова и С.Е.Чернышева. План был рассчитан на 10 лет (1935-1945 гг.) с выделением ближайшего трехлетнего периода (1935-1938 гг.).

В постановлении вновь предписывалось "соединить сходящиеся к Москве линии железных дорог тоннелями, построив в первую очередь тоннель, соединяющий линию Курской железной дороги с линией Октябрьской железной дороги", а также перенести часть Московско-Окружной ж.д. к юго-западу и юго-востоку от существовавшей (и существующей по сей день) трассы и электрифицировать все движение в Московском узле [1935ГП, с.15].

При публикации материалов Генерального плана [1935ГП], [1936ГП] детальные здания по метрополитену не приводились, за исключением "Схемы линий Московского метрополитена имени Л.М.Кагановича 1-й и 2-й очередей" в [1936ГП].

[Линии 2-й очереди в книге "Генеральный план реконструкции Москвы" (1936).]
Схема с сайта metro.ru

Во 2-й очереди были выделены и показаны по-разному строящиеся линии (Смоленская - Киевский Вокзал, Коминтерн - Курский Вокзал, Площадь Свердлова - Аэропорт) и проектируемые линии (Курский Вокзал - Стадион, Площадь Свердлова - Павелецкий Вокзал) [1936ГП]. Общая длина эксплуатируемых, строящихся и проектируемых линий составляла 33.9 км с 29 станциями. Эксплуатируемые линии насчитывали 11.7 км с 13 станциями, строящиеся линии 2-й очереди - 11.4 км и 8 станций, проектируемые линии 2-й очереди - 10.8 км и 6 станций [1965У, с.4 и 7, рис.5].

Увеличение длины строящихся линий на 1.1 км по сравнению с мартовскими данными было вызвано новым удлинением Горьковского радиуса. Станцию Бега из проекта исключили, а после ст. Стадион Динамо добавилась ст. Аэропорт. Переход через Москву-реку на Арбатском радиусе запроектировали севернее Бородинского моста, а не южнее, как на всех предыдущих схемах.

Одновременно в борьбе за повышение скорости поездов началось спрямление линий и ликвидация промежуточных станций. Так, на Горьковском радиусе отказались от промежуточной ст. Пушкинская Площадь (построена в 1979); остались Площадь Свердлова, Площадь Маяковского, Белорусский Вокзал, Стадион Динамо и Аэропорт. Замоскворецкий радиус остался в декабрьском варианте (Москворецкая, Климентовский Переулок, Павелецкий Вокзал). На Покровском радиусе были исключены сразу четыре станции: Ильинские Ворота, Хохловская Площадь, Спартаковская Площадь, Мироновская улица [1936ГП].

[Линии 2-й очереди в Генеральном плане реконструкции Москвы.]
Из брошюры Н.Н.Улласа (1965)

3.9. Вторая очередь

Проект трассы 2-й очереди Метрополитена, составленный Центральной проектной конторой "Метропроект" на основании июльского (1934) постановления СНК СССР, был утвержден 08.05.1935, до принятия Генерального плана в целом. Предположительно строительство 2-й очереди должно было закончиться в 1938 г.

Не позднее середины 1937 г., однако, перечень линий 2-й очереди был значительно сокращен. В нем остались:

  • Арбатский радиус: Смоленская - Киевский Вокзал (1.7 км).
  • Покровский радиус: Улица Коминтерна - Площадь Революции - Курский Вокзал (3.5 км);
  • Горьковский радиус: Площадь Свердлова - Маяковская - Белорусский Вокзал - Динамо - Аэропорт - Сокол (9.7 км);
Из-за переноса депо 2-й очереди в район Всехсвятское Горьковский радиус был продлен еще раз, до ст. Сокол.

Суммарная длина участков этой новой 2-й очереди составила 14.9 км. Вторая очередь строилась глубоким заложением, кроме перегонов Смоленская - Киевская, Аэропорт - Сокол и переходных участков. Из проекта Покровского радиуса были исключены станции Ильинские Ворота и Покровские Ворота; трасса была спрямлена. Среднее расстояние между станциями на второй очереди составило 1660 м, максимальное - 2830 м [БСЭ1, т.39, ст.214-216].

Стоимость строительства линий 2-й очереди была на 30% меньше, чем первой [ИМДВНД, т.3]

Участок до ст. Киевский Вокзал планировалось открыть 01.01.1937; в [1938ХВГ, с.43] приведена фотография с этой датой, выбитой над спуском из аванзала на станцию. Фактически участок Смоленская - Киевская был сдан 15.03.1937 и открыт 20.03.1937. Покровский радиус был в основном готов к открытию 1-й сессии Верховного Совета СССР 12.01.1938 и открыт 13.03.1938. Горьковский радиус предполагалось пустить летом 1938 г., но это произошло лишь 11.09.1938.

3.10. Третья очередь и новая перспективная схема

10.07.1937 СНК СССР постановлением №1090 утвердил состав линий и проект трассы 3-й очереди метро. Она должна была соединить с центром города два крупнейших индустриальных района: Сталинский и Пролетарский [1943Акт].

В состав 3-й очереди вошли участки, обозначенные в [1936ГП] как проектируемые линии 2-й очереди:

  • Покровский радиус: Курский Вокзал - Спартаковская - Электрозавод - Стадион имени Сталина (7.3 км);
  • Замоскворецкий радиус: Площадь Свердлова - Новокузнецкая - Павелецкий вокзал - Завод имени Сталина (6.5 км).
Покровский радиус было предложено закончить в июне 1939 г., а Замоскворецкий - в декабре 1939 г. [БСЭ1, т.39, ст.216].

Протяжение третьей очереди должно было составить (не считая ветки в депо и открытого участка) 13.8 км, а всего с открытой частью и веткой - 16.6 км. Большая часть линий (12.2 км) проектировались глубоким заложением; из 6 подземных станций четыре были глубокого заложения и две - мелкого [БСЭ1, т.39, ст.216]. Проектом предусматривалось сокращение длины подходных коридоров до 10 м; 10 эскалаторов должны были соединять платформы станций с уровнем поверхности земли. Вместе с двумя первыми очередями протяженость линий метрополитена должна была достигнуть 40.3 км [1938ХВГ, с.50].

Депо предполагалось разместить в Гольянове, севернее Щелковского шоссе за Московско-Окружной ж.д.; оно соединялось со ст. Стадион имени Сталина наземной веткой в обход Серебряно-Виноградного пруда с одной наземной станцией [БСЭ1, т.39, ст.216].

По сравнению с материалами 1935 г. на участке Курский Вокзал - Электрозавод трасса была спрямлена и вместо четырех станций осталась всего одна ст. Спартаковская - примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 г. Исключены были также станции Семеновская на Покровском радиусе и Москворецкая на Замоскворецком.

В отличие от перспективной схемы 1934 г., Замоскворецкий радиус был продлен до ст. Завод имени Сталина. Это означало, во-первых, что Замоскворецкий радиус уже не пойдет ни в район Нижних Котлов, ни в Черемушки, и во-вторых, что Таганский радиус не будут вести до Завода имени Сталина, как планировалось ранее.

[Линии 3-й очереди.]
в статье "Московский метрополитен" Большой Советской Энциклопедии (т.39, 1938)

После окончания строительства 3-й очереди в течение остальных лет 3-й пятилетки (1938-1942) планировалось построить еще 35 км линий метрополитена:

  • Фрунзенский радиус (6 км);
  • Дзержинско-Калужский диаметр (17 км);
  • Краснопресненско-Рогожский диаметр (12 км).
Всего же, включая и третью очередь, в течение третьей пятилетки было намечено построить 48.8 км линий [БСЭ1, т.39, ст.216].

Новая перспективная схема Московского метрополитена была опубликована в 39-м томе Большой Советской Энциклопедии, в статье, датируемой серединой 1938 г. От схем 1933-1934 гг. она отличается выходом линий метро к перспективным границам Москвы по Генеральному плану. В некоторых местах станции были "посажены" в точках, где в тот момент вообще не было никакого жилья...

[Генеральная схема Московского метрополитена.]
в статье "Московский метрополитен" Большой Советской Энциклопедии (т.39, 1938)

Кировско-Фрунзенский диаметр трассировался на северо-востоке вдоль Щелковского шоссе, на юго-западе - вдоль совр. Мичуринского проспекта с поворотом к совр. Рябиновой ул.

Арбатский радиус - вдоль Можайского шоссе с поворотом в Крылатское

Горьковско-Замоскворецкий радиус - на северо-западе вдоль Ленинградского шоссе до пересечения с каналом Москва-Волга, на юге - в район к западу от Павелецкого направления ж.д.

Дзержинско-Калужский - от совр. пл. Северянин по 1-й Мещанской ул. до Калужской заставы, далее по совр. Ленинскому проспекту.

Краснопресненско-Рогожский - в западной части по Хорошевскому и Звенигородскому шоссе, в восточной - вдоль шоссе Энтузиастов с поворотом в Новогиреево.

Таганско-Тимирязевский - на севере вдоль Дмитровского шоссе, на востоке в направлении Кузьминок.

Серпуховско-Сокольнический - в южной части в направлении Б.Черемушкинской улицы, в северо-восточной - через парк Сокольники.

Кольцевая линия шла значительно дальше от центра, чем построенная впоследствии.

Диаметр

Станции

Кировско-Фрунзенский

3-я Парковая Улица - Черкизово - Преображенская -Сокольники - Красносельская - Комсомольская - Красные Ворота - Кировская - Дзержинская - Охотный Ряд - Библиотека Ленина - Улица Фрунзе - Дворец Советов - ЦПКиО имени М.Горького - Усачевская - Воробьево - Раменки - Никольское - Спасское

Арбатско-Покровский

Никитинская Улица - Стадион - Электрозавод - Спартаковская - Курский Вокзал - Площадь Революции - Улица Коминтерна - Арбатская - Смоленская - Киевская - Кутузово - Фили - Кунцево - Крылатское

Горьковско-Замоскворецкий

Поселок ЗИСа - Каширское Шоссе - Нагатино - Завод имени Сталина - Павелецкая - Новокузнецкая - Площадь Свердлова - Маяковская - Белорусская - Динамо - Аэропорт - Сокол - Братцево - Северный Речной Вокзал - Химки

Дзержинско-Калужский

Северянин - Ростокино - Алексеевское - Ржевский Вокзал - Колхозная Площадь - Дзержинская - Хохловская Площадь - Яузские Ворота - Новокузнецкая - Калужская Площадь - АН СССР - Калужская Застава - (Улица Дмитрия Ульянова) - Семеновское - (Улица Кравченко)

Краснопресненско-Рогожский

Хорошево - Мневники - Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Боровицкая - Новокузнецкая - Застава Ильича - Завод Серп и Молот (Новая) - Соколиная Гора - Владимирский Поселок - Новогиреево

Таганско-Тимирязевский

Кузьминки - Вязовка - Карачарово - Остапово - Крестьянская Застава - Таганская - Яузские Ворота - Площадь Свердлова - Каретный Ряд - Площадь Коммуны - Савеловская - Дмитровская - Тимирязевская - Петровско-Разумовская - Верхние Лихоборы - Дегунино

Серпуховско-Сокольнический

Воронцово - Шаблово - Черемушки - Загородное Шоссе - Серпуховская Застава - Павелецкая - Таганская - Курская - Комсомольская - Митьково - Богородское

Кольцевая линия

Усачевская - Калужская Застава - Серпуховская Застава - Завод имени Сталина - Остапово - Завод Серп и Молот - Лефортово - Спартаковская - Красносельская - Ржевский Вокзал - Савеловский Вокзал - Динамо - Краснопресненская Застава - Киевская - Усачевская

3.11. Завершение строительства 3-й очереди

Строительство линий 3-й очереди началось в 1938 г. [1954Р, с. 52] в соответствии с техническим проектом, утвержденным ЦК ВКП(б) и СНК СССР 14.12.1938 [1943Акт].

Оно шло намного медленнее, чем было задано постановлением от 10.07.1937, и не было закончено не только в 1939 г., но и в 1940 г. (Заметим в скобках, что 03.11.1938 с должности председателя Исполкома Московского городского совета был снят и в том же году расстрелян И.И.Сидоров, обвиненный в сознательном игнорировании нужд трудящихся и вредительстве.)

Значительные силы Московского метростроя были отвлечены на строительство оборонных объектов. Так, по свидетельству Н.С.Хрущева [1999НСХ], они строили железнодорожные туннели под Днепром севернее и южнее Киева.

В начале 1941 г. на Замоскворецком радиусе тоннель был готов вчерне на всем протяжении, на Измайловском - на 70% [1952ИМ, т.7, с.74].

В связи с началом войны строительство было заморожено, сооружения использовались под убежища. Строительство было возобновлено согласно постановлению ГОКО от 27.05.1942 №1822-сс [1943Акт].

На Покровском радиусе станция Спартаковская была открыта под названием Бауманская, позаимствовав ее от соседней станции проекта мелкого заложения. Была также восстановлена исключенная ранее из проекта станция Семеновская (судя по карте в [1939Кр], это произошло не позднее 1939 г.), которую построили на прежнем месте под названием Сталинская. И было перенесено депо - в район юго-восточнее Серебряно-Виноградного пруда, где и было построено в действительности, но лишь к 1950 г.

[Линии 3-й очереди.]
из книги С.М.Кравеца "Архитектура Московского метрополитена" (1939)

01.01.1943 был введен в эксплуатацию без промежуточных станций участок Площадь Свердлова - Завод имени Сталина. Промежуточные станции Новокузнецкая и Павелецкая были пущены 15.11.1943.

18.01.1944 был введен в эксплуатацию Покровский радиус до ст. Измайловская (ныне Измайловский Парк), а 15.05.1944 на нем была открыта "опаздывающая" ст. Электрозаводская. Депо Измайлово было введено в строй лишь в 1950 г. и не в том месте, в котором проектировалось в 1938 г.

Суммарная строительная длина трех очередей, согласно экспликации к карте 1939 г., была 40.2 км, а эксплуатируемая длина - 36.67 км.

Номер

Наименование линий

1-я очередь

2-я очередь

3-я очередь

Всего

1

Кировско-Фрунзенский диаметр

9.3

   

9.3

2

Арбатский радиус

2.3

1.7

 

4.0

3

Горьковский радиус

 

9.7

 

9.7

4

Покровский радиус

 

3.5

7.4

10.9

5

Замоскворецкий радиус

   

6.3

6.3

 

Итого

11.6

14.9

13.7

40.2

3.12. Кольцевая линия

В 1943 г. [1954Р, с.56] было принято решение о строительстве Кольцевой линии, не предусмотренной генеральной схемой 1933 года и не по трассе перспективной схемы 1938 г. Кольцевая линия была спроектирована еще в 1941 г. [1952ИМ, т.6, с.70-71], а решение о ее внеочередном строительстве было принято с целью разгруки Центрального пересадочного узла. По мере роста перевозок (550 млн чел. в 1944 г., 650 млн чел. в 1946 г.) он стал перегружен; оборот ст. Площадь Свердлова достиг в 1946 г. 550 тыс пассажиров в сутки, из которых 400 тыс пересаживались [1947Км, с.55-58; 1954Р, с.55].

С этой же целью, для разгрузки Центрального пересадочного узла в 1944 г. был построен пересадочный тоннель между ст. Охотный Ряд и Площадь Свердлова, а в 1946 г. - Площадь Революции и Площадь Свердлова.

Строительство Кольцевой линии стало 4-й очередью строительства Московского метрополитена. Линию планировалось сдать четырьмя пусковыми участками: от ст. ЦПКиО до ст. Курская; до ст. Комсомольская; до ст. Белорусская; до ст. ЦПКиО [1947Км, с.168, 173]. В декабре 1946 г. и даже в ноябре 1947 г. предполагалось, что первый участок будет пущен в 1948 г., а второй - в 1950 г. [1946МБ, 1947МБ], а в 1952 г. Кольцевая линия будет завершена.

[Кольцевая линия в книге И.Е.Катцена (1948)]

Интересно, что по состоянию на 1947 г. на станциях Кольцевой линии Курская, Белорусская и Киевская планировалось построить по два вестибюля с наклонными ходами, а на ст. Комсомольская - три вестибюля [1947Км, с. 162].

01.01.1950 был пущен участок от ст. ЦПКиО до ст. Курская; 30.01.1952 - от ст. Курская до ст. Белорусская; 14.03.1954 - от ст. Белорусская до ст. ЦПКиО.

3.13. Планы 1947 года

План перспективного развития Московского метрополитена по состоянию на 1947 г. (статус его и дата одобрения неизвестны) выглядел так [1947Км, 1947Кт].

[План перспективного развития Московского метрополитена]
из книги И.Е.Катцена "Метро Москвы" (1947)

Кировско-Фрунзенская линия продлевается на северо-восток от ст. Сокольники до ст. Преображенская Застава с одной промежуточной станцией и на юго-запад через ст. Фрунзенская и Усачевская до ст. Воробьево. Арбатско-Покровская линия продлевается на запад от ст. Киевская через Дорогомилово до ст. Фили и на восток от ст. Измайловская вдоль Измайловского парка. Горьковско-Замоскворецкая линия продлевается на северо-запад от ст. Сокол до Химкинского порта (3 станции) и на юг от ст. Завод имени Сталина в Коломенское.

Проектируются три новых диаметра. Краснопресненско-Первомайский диаметр идет от Краснопресненской заставы через ст. Краснопресненская, Никитские Ворота, Боровицкая, Новокузнецкая, Таганская, Застава Ильича в Дангауэрово.

Останкинско-Серпуховской диаметр идет от Останкино через Марьину рощу, пл. Коммуны (новая станция на Кольце), Самотечную пл. вдоль западной части Бульварного кольца (Чеховская - Никитские Ворота - Арбатская - Дворец Советов), оттуда до ст. Калужская (Октябрьская) и на юг по Мытной ул. (вариант: через ст. Серпуховская по Большой Серпуховской ул.) до Даниловского рынка (Тульская).

Калужско-Тимирязевский диаметр идет из Тимирязева вдоль Дмитровского шоссе, по Новослободской ул. (ст. Новослободская) к Самотечной пл., обходит Бульварное кольцо с востока (Самотечная Площадь - Сретенский Бульвар - Хохловская Площадь - Яузские Ворота), через Замоскворечье (Новокузнецкая - Калужская Площадь) по Большой Калужской ул. (Шаболовская - Калужская Застава) и по Киевскому шоссе на юго-запад.

В центре Дзержинско-Серпуховской и Калужско-Тимирязевский диаметр пересекаются дважды, что позволяет замкнуть их в Малое кольцо метрополитена с достройкой станций Трубная Площадь и Якиманка и организацией совмещенного движения. Общая длина сети при этом достигает 130 км, количество станций - около 100 [1947Км, с.173-175]. Планировалось также построить вторые выходы на ст. Дзержинская, Смоленская (1) и др. [1947Км, с.57].

В перспективе предполагалась электрификация Московско-Окружной ж.д. и строительство полукольцевой линии метрополитена от ст. Фили через Юго-Западный район на Завод имени Сталина и далее вдоль Камер-Коллежского вала в Дангауэрово, Лефортово, до ст. Сталинская и Преображенская Застава. В еще более далекой перспективе предполагалось замкнуть ее в кольцо [1947Км, с.175-176].

Глубокий ж.д. ввод проектировался по трассе, близкой к плану 1931 г.: от линии Северной ж.д. через ст. Ботанический Сад (Проспект Мира), Самотечная Площадь, Площадь Ногина (с пересадкой на ст. Дзержинская и Улица Хмельницкого (Маросейка), Яузские Ворота, Таганская, Абельмановская Застава с выходом на Нижегородское и Курское направления. Ответвления планировались также на Ленинградское, Рижское и Рязанское направление [1947Км, с.176-177].

История планирования Московского метрополитена в 1947-1954 гг. неизвестна. Зато известно, что за это время "Метропроект" был дважды реорганизован: в 1948 г. - во Всесоюзную специализированную контору по проектированию тоннелей и метрополитенов, а в 1951-м - в Государственный проектно-изыскательский институт "Метрогипротранс".

Планы 1947 г. были, очевидно, нарушены решением о внеочередном строительстве дублирующего глубокого Арбатского радиуса. Строительство глубокого Арбатского радиуса велось спешно (заняло менее двух лет) и в тайне, и открытие его 05.04.1953 было неожиданным для москвичей.

[Схема Московского метрополитена на март 1954 г.]
Из книги А.И.Ежова (1953)

3.14. Генплан 1951 года

В 1952 г. СМ СССР по представлению московских организаций утвердил Генеральный план Москвы, разработанный под руководством Д.Н.Чечулина и первоначально рассчитанный на 20-25 лет. Однако еще в ходе разработки срок действия плана был ограничен 10 годами (1951-1960), и он остался документом сугубо тактического значения.

 


Игорь Лисов

 



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».