новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
первые проектыначало строительствапервая очередьгоды войныпослевоенный периодметро в 50-60метро в 70-80метро в 90-хметро сегодняистория схемпредысторияиюньский (1931 г.) пленумпроекты 32-53 годов53-71 гг.генплан 1971новейшая историялитературалегкое метромитинский радиуссолнцевская линия ЛМ
летопись
история проектирования
архив проектов

2. Июньский (1931 г.) пленум ЦК ВКП(б)



Окончательное решение о строительстве метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б), проходившем с 11 по 15 июня. В резолюции по докладу Л.М.Кагановича [1931П, том 3, с.113-126] было сказано:

"Текущая работа по улучшению трамвайного хозяйства, его частичной реконструкции и расширению трамвайной сети, смягчая в известной мере траспортные затруднения города на данном этапе, не разрешают в целом общей проблемы развития пассажирского транспорта в Москве. Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем чтобы в 1932 году уже начать строительство метрополитена. С этим строительством необходимо связать сооружение внутригородской электрической железной дороги, соединяющей Северную, Октябрьскую и Курскую дороги непосредственно с центром города" [1931П, т.3, с.120].

Эту цитату редко приводят полностью, обычно сохраняют лишь среднее предложение, а о глубоком вводе - подземной ж.д. линии, соединяющей основные вокзалы - стараются не упоминать вообще. Однако без учета всех обстоятельств невозможно понять мотивы, которыми руководствовались составители первых и последующих схем Московского метрополитена.

В августе 1931 г. СНК утвердил смету и трассу первой линии 1-й очереди строительства метрополитена и поручил Наркомату путей сообщения выполнять функции заказчика по проектированию, строительству и вводу метрополитена в эксплуатацию. В августе 1931 г. Моссоветом было образовано оргбюро Метростроя, руководителем которого был назначен П.П.Ротерт, а его первым заместителем - К.С.Финкель [1935РСМ, с.394].

23.08.1931 постановлением СНК СССР начальником строительства Московского метрополитена был назначен (по совместительству) П.П.Ротерт, возглавлявший в тот момент строительство ДнепроГЭСа. Поставив условием свободу в подборе кадров, он "вытащил" с Соловков и вновь привлек к работе С.Н.Розанова [2001МТ, с.40; М13047].

В сентябре 1931 г. проектировщики подотдела метрополитена МГЖД были объединены в составе Технического отдела Управления Метростроя, который по рекомендации С.Н.Розанова возглавил его однокашник, один из руководитель строительства Московской Окружной ж.д. В.Л.Николаи. В Техническом отделе и был разработан первый вариант первой очереди Московского метрополитена [1995Л, с.20; 01, с.40].

С.М.Кравец был назначен главным архитектором и начальником архитектурного бюро. С.Н.Розанов, назначенный главным инженером Метростроя по тоннельным работам, отвечал за конструкции, К.С.Мышенков работал по электротяге, М.Н.Мошков занимался изысканиями, А.М.Горьков - трассированием, В.Г.Цирес - развитием сети линий, А.Д.Алексеев - технико-экономическим обоснованием [2001МТ, с.41].

Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 13.11.1931 №512 работы по сооружению Московского метрополитена были отнесены к группе ударных строительств [Музей].

 


Игорь Лисов

 



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».