новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
проектирование линийперегонные тоннелитоннелепроходческие щитыпилонные станцииколонные станцииодносводчатые станциимелкое заложениеэстакадные линииреконструкция станций
строительство метро

Станции мелкого заложения



Станции метрополитена, сооружаемые открытым способом, по конструктивной схеме подразделяются на колонные, односводчатые и однопролетные. Расположенные на сравнительно небольшой глубине конструкции выполняются из сборного или монолитного железобетона, в открытом котловане с последующей обратной засыпкой грунтом.

Колонные станции

Колонные станции могут быть двух- или трех пролетными (соответственно с одним или двумя рядами колонн). На первой очереди Московского метрополитена станции сооружались открытым способом с обделкой из монолитного бетона и железобетона.

С конца 50-х годов появились первые типовые конструкции колонных станций из сборного железобетона с шагом колонн 4м. Станции такого типа, в силу дешевизны и простоты строительства, получили широкое распространение не только в Москве, но и в других метрополитенах СССР. В обиходе такая конструкция получила название "сороконожка", так как при длине платформы 160 метров на станции было по 40 колонн в ряду. Впоследствии типовой проект был немного изменен, перекрытие центрального пролета стало выше, а шаг колонн увеличился до 6м. На станции "Новоиреево" шаг колонн увеличен до 7,5 м.


Конструктивная схема типовой колонной станции мелкого заложения.
Источник - Строительство метрополитенов. Учебник. 1987 год

В дальнейшем появились колонные станции на базе типового проекта из унифицированных сборных железобетонных элементов, заметно отличающиеся от скучных "сороконожек", например - двухъярусная станция "Бульвар Дмитрия Донского". На некоторых станциях перекрытие выполнено не из сборных элементов, а из монолитного железобетона, что оживляет архитектуру подземного сооружения. Плоское монолитное перекрытие, в виде поперечных ребристых плит, перекрывает все сечение станции. Так построены станции, "Ясенево", "Бибирево".

Строительство станционного комплекса "Бульвар Дмитрия Донского" - "Улица Старокачаловская" открытым способом в котловане

Сборные конструкции станций монтируются в подготовленном котловане козловым краном снизу вверх. Сначала на подготовленное основание устанавливают фундаментные и лотковые блоки, затем стеновые элементы. Блоки омоноличиват, сваривая выпуски арматуры и бетонируя стыки. Затем устанавливаются колонны, внутристанционные конструкции, продольные ригели и плиты перекрытия. В период монтажа все элементы надежно закрепляются.

На станции "Ул. Подбельского", "стены в грунте", использовавшиеся для крепления котлована, включены в конструкцию схему и являются непосредственно несущими стенами станции.

Для гидроизоляции конструкции, в большинстве случаев, применяется наружная оклеечная гидроизоляция из рулонных материалов на стеклотканевой основе. Гидроизоляция выполняется в два-три слоя со смещением на половину ширины рулона. Для защиты гидроизоляции от механических повреждений при монтаже конструкций и обратной засыпке, ее закрывают защитным слоем бетона с армировкой стальными сетками.

Односводчатые станции

Первая односводчатая станция в Москве - "Библиотека имени Ленина", открылась на первой очереди метро в 1935 году. Станция, несмотря на небольшую глубину, строилась закрытым многоштольневым способом с применением деревянной крепи, по образцу станций Парижского метрополитена. Обделка станции выполнена из бутовой кладки и монолитного бетона. При строительстве станции возникли значительные трудности, связанные с раскрытием большепролетной выработки и бетонированием свода в стесненных условиях.

На второй очереди Московского метро, уже открытым способом, из монолитного железобетона была построена односводчатая станция "Аэропорт". Однако дальнейшего развития односводчатая конструктивная схема не получила из-за низкой скорости работ и большой доли ручного труда при возведении монолитных большепролетных конструкций без высокопроизводительных механизмов. В последующие годы, при ориентации на массовую индустриализацию в строительстве и "борьбу с излишествами", применялись, в основном, сборные железобетонные конструкции заводского изготовления.

К рассмотрению вариантов односводчатых станций мелкого заложения вернулись лишь в самом конце 60-х годов. Проект типовой односводчатой станции из монолитного железобетона был впервые реализован в Харьковском метрополитене, и поэтому такая конструктивная схема станции получила название "Харьковский односвод".

Конструктивная схема обделки односводчатой станции из монолитного железобетона представляет собой пологий свод переменной толщины, омоноличенный с вертикальными стенами. Стены жестко связаны с лотковой железобетонной плитой. При наличии в основании станции напорных грунтовых вод, лотковая часть выполняется в виде обратного свода.

Если станция сооружается в котловане, закрепленном железобетонными "стенами в грунте", они включаются в конструкцию станции как несущий элемент.

При сооружении станции, на подготовленное основание укладываются армокаркасы и бетонируется лотковая часть и опорные части стен. С помощью самоходной опалубки бетонируются стены. После работ по их гидроизоляции, пространство между стенами обделки и бортом котлована засыпается песком. Затем монтируются внутристанционные конструкции и укладывается рельсовый путь под опалубку свода. С отставанием на 6-8 метров устанавливаются арматурные каркасы, и бетонируется свод станции.

Работы по гидроизоляции станции выполняется аналогично с гидроизоляцией колонных станций. Особое внимание уделяется защите изоляции, так как при обратной засыпке свода, смещение грунта по наклонной поверхности вызывает значительные сдвигающие усилия, которые могут привести к разрыву защитного слоя и нарушению гидроизоляции.

Похоже, подобная ситуация произошла при строительстве станции "Алтуфьево". В местах сопряжения свода станции и несущих "стен в грунте" наблюдаются множественные потеки. Сейчас "Метроипротранс" разрабатывает проект реконструкции станции с восстановлением и усилением нарушенной гидроизоляции.

Однопролетные станции

При дальнейшем совершенствовании конструкций станций мелкого заложения, для уменьшения стоимости и сроков строительства, был разработан проект станции, перекрытие которой выполнено из унифицированных пролетных балок для автодорожных мостов. Балки пролетом 18 метров двутаврового сечения, омоноличенные друг с другом, укладываются, с шагом 1,33м, на монолитные консоли в верхней части несущих "стен в грунте", являющихся так же стенками крепления котлована.

При раскрытии котлована пролетные строения выполняют роль расстрелов. Единый тип конструкции сохранен для всех сооружений станции, включая вестибюли, совмещенные тягово-понизительные подстанции, съезды. По этому проекту в Московском метрополитене построена станция "Волжская" на Люблинской линии. На станции "Марьино" вместо сборного применено монолитное железобетонное перекрытие.

 


Использована информация из издания "Метрополитены", Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев
Отдельное спасибо Russos-у и Штурману.

 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».