Красносельская
Авторы проекта Б.С. Виленский, В.А. Ершов, при участии Л. А. Шагуриной (объемно-пространственное решение)
Художник Я. Д. Ромак
Открыта 15 мая 1935 года.
Проектное название "Гаврикова улица"
Станция, расположенная вдоль Краснопрудной улицы, как и весь участок от Комсомольской площади до Сокольников, строилась открытым способом.
 |
План станции "Красносельская" 1935 года
|
Строительство станции началось весной 1933 года.
По первоначальному проекту предполагалось проложить линию под Краснопрудной улицей. Начало улицы до строительства метрополитена было стеснено малоценными постройками, принадлежавшими Северной железной дороге (ныне - Ярославское направление МЖД). При открытом способе работ уличное движение было бы нарушено. В процессе уточнения проект был изменен, малоценные здания было решено снести, а трассу линии перенести западнее. Это позволило оставить всю восточную часть улицы вместе с трамвайными путями свободной для пропуска городского движения.
 |
Станция "Красносельская" в 1935 году. Вид на платформу станции и состав типа "А".
|
Большую сложность при раскрытии котлована создавал вывоз разрабатываемого грунта. Грузовой автотранспорт не справлялся, горы невывезенной породы высились вдоль всей трассы, мешали работе и загромождали и без того тесные площадки. Одними автомашинами вывезти такой объем земли было нельзя, хотя по решению правительства весь грузовой автопарк Москвы работал на вывозке грунта два дня в месяц. Был применен необычный способ - вдоль края котлована станции уложили временный трамвайный путь, а разработанную породу вывозили трамвайными составами.
 |
Переходный мостик станции "Красносельская"
Фото Russos ©
|
Особенностью конструкционной схемы "Красносельской" является расположение колонн в один ряд по оси станции, а не в два, как на других аналогичных станциях первой очереди. На "Красносельской" не прогнозировался большой пассажиропоток, поэтому платформа сделана более узкой. Предполагалось, что на станции будет два выхода в город, но к открытию был построен только один наземный вестибюль на пересечении Краснопрудной и Верхней Красносельской улиц. Из за отсутствия большого наплыва пассажиров, второй, предполагавшийся на Гавриковскую улицу, выход (с восточного торца платформы) так и не был достроен. Возможно, из-за этого станция и была переименована незадолго до пуска в "Красносельскую".
 |
 |
 |
Станционный зал |
Фото Russos © |
В отделке, колонн, расположенных на продольной оси станционного зала, использован тёмно-жёлтый, белый и серый мрамор, стены станции выложены керамической плиткой.
Платформа станции, покрытая сначала асфальтом, впоследствии была вымощена плиткой, которая совсем недавно заменена гранитными плитами.
За 70 лет, прошедших с момента открытия, станция подвергалась незначительным переделкам. Время коснулось покрытия платформы и освещения. При открытии на станции были установлены полукруглые светильники в кессонах над боковыми залами, замененные впоследствии люстрами-шарами. Более позднее изменение освещения произошло с появлением люминесцентных ламп. Новые осветительные приборы установлены в промежутках между колонн по оси станции. Из-за особенностей архитектуры, эта замена не так режет глаз, как на других станциях.
Последнее изменения на станции произошли совсем недавно. В преддверии юбилея, керамическая плитка, остававшаяся на полу в переходах и на мостиках, окончательно заменена гранитом.
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Станционный зал |
Фото Russos © |
В конце 80-х, когда в Москве проектировалась сеть скоростных хордовых линий, на одной из них, хорде Химки - Люберцы была запланирована пересадка на Сокольническую линию на "Красносельской". Подробнее о проекте хордовых линий читайте в разделе "история проектов".
Использованы материалы рассылки [metro], книги "Как мы строили метро"
Отдельное спасибо Yustas-у, Юрию Пирогову, Russos-у, Игорю Лисову, Штурману, Андрею Сурикову и Владиславу Лаврову.
|