новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Сокольническая линия



Длина 32,646 км. 22 станции.

Первая линия Московского метрополитена.
Конечные станции "Саларьево" и "«Бульвар Рокоссовского»".

Движение открыто на участках:

«Сокольники» — «Парк Культуры» (15 мая 1935),
«Парк Культуры» — «Спортивная» (1 мая 1957),
«Спортивная» — «Университет» (12 января 1959),
«Университет» — «Юго Западная» (30 декабря 1963),
«Сокольники» — «Преображенская Площадь» (31 декабря 1965),
«Преображенская Площадь» — «Бульвар Рокоссовского» (1 августа 1990),
«Юго-Западная» — «Тропарёво» (8 декабря 2014),
«Тропарёво» — «Румянцево» (18 января 2016),
«Румянцево» — «Саларьево» (15 февраля 2016).

Станция «Воробьевы Горы» вновь открыта 14 ноября 2002 года после реконструкции, продолжавшейся 19 лет.

Станция «Бульвар Рокоссовского» до 8 июля 2014 года носила название «Улица Подбельского».

Участки "Университет" - "Фрунзенская" за исключением Лужнецкого Метромоста и "Охотный ряд" - "Красные ворота" глубокого заложения. Остальные участки - мелкого заложения с выходом на мост через реку Яузу на участке "Сокольники" - "Преображенская Площадь".

История

Первая шахта при сооружении Московского метрополитена была заложена на опытном участке на Русаковской улице в 1931 году после принятия на июньском пленуме ЦК ВКП(б) решения о строительстве в Москве метро.

После рассмотрения всех заключений и предложений было принято решение строить первую линию метро комбинированным способом - глубокого и мелкого заложения - и вести работы методами, наиболее подходящими к конкретным инженерно-геологическим условиям Москвы. Участок линии от Каланчевской площади до центра в районах плотной городской застройки с архитектурно-историческими памятниками и оживленными транспортными магистралями строился закрытым способом на большой глубине, где условия залегания тоннелей и мощность юрских глин были наиболее благоприятны.

Первый поезд прошел по всей трассе от "Сокольников" до "Парка Культуры" и по ответвлению до "Смоленской" (теперь участок Филевской линии) 5 февраля 1935 года.
15 мая в 7 часов утра началось регулярное движение четырехвагонных поездов на Московском метрополитене.
Протяженность первой очереди составила 11,6 км.

Подробнее о строительстве первой линии смотрите в разделе "История Московского метро".

Станции "Лубянка" (при открытии - "Дзержинская") и "Чистые пруды" ("Кировская") были построены без центрального зала, который появился позднее, при реконструкции в 1971 и 1975 годах (подробности смотрите в разделе "реконструкция станций").

Во время войны на станции "Кировская" (теперь "Чистые пруды") находились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда там не останавливались, перрон был отгорожен от путей высокой фанерной стеной. Позднее под станцией был построен новый бункер для штаба ПВО.

Во второй половине 50-х строится продление линии на юго-запад. Станция "Воробьевы Горы" была открыта в 1959 году на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста и называлась тогда "Ленинские горы".

Из-за конструктивных и технологических ошибок при строительстве станции, уже в 1983 году станция была закрыта, и началась вялотекущая реконструкция метромоста. Движение поездов осуществлялось по временным обходным мостам, наведенным параллельно основному мосту.

Из-за недостатка средств и необходимости полной замены несущих конструкций как верхнего (автомобильного) яруса так и нижнего (метро), реконструкция практически не велась вплоть до конца 90-х годов.
Реально реконструкция моста началась во второй половине 90-х. В 1999 - 2000 годах был полностью разобран и построен заново автомобильный ярус, от старого моста остались только 2 основные фермы центрального пролета. Летом 2002 года боковые обходные мосты были придвинуты к оси моста и поставлены на новые опоры. На старые фермы теперь опирается лишь платформа станции. Еще полгода ушло на отделку станции, по сути построенной заново, и теперь самая длинная станция в Московском метро (длина 270 м.) вновь открыта для пассажиров.
Подробнее о станции "Воробьевы Горы".

В 1963 году открыто движение по участку "Университет" - "Юго-Западная". При строительстве линии, проходившей по еще не застроенной территории, случился забавный казус - в котлован упала корова :).

В 1966 году линия продлевается на один перегон от станции "Сокольники" к Преображенской площади.

До середины 90-х линия работала с сильными перегрузками. Единственное тогда первое депо "Северное" не справлялось с нагрузкой (ведь длина линии увеличилась более чем в два раза, а первоначальный интервал уменьшился почти в 5 раз!) На линии чрезвычайно не хватало второго депо, предлагались различные варианты, в итоге место под новое депо было выделено в районе Черкизово.

В середине 80-х началось строительство продления линии к новому метродепо со станциями "Черкизовская" и "Улица Подбельского". Именно местоположение нового депо определило трассировку линии. Станция "Черкизовская" оказалась расположена довольно неудобно, практически не обслуживается наземным транспортом и используется, в основном, только посетителями многочисленных рынков и стадиона "Локомотив".

При строительстве продления сооружены заделы под будущее сопряжение линии с Большим Кольцом (если оно когда-нибудь будет построено).

Дальнейшее развитие. В очень отдаленном будущем, возможно, участок "Черкизовская" - "Бульвар Рокоссовского" отойдет к "Большому Кольцу", а Сокольническая линия будет продлена к станции "Щелковская" Арбатско-Покровской линии.

 

Подвижной состав.

Линию обслуживают семивагонные поезда из вагонов типа 81-717/714

вагон 81-717

Депо
"Северное" введено в 1935 г.
"Черкизово" введено в 1989 г.



Станции

Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенская Площадь
Сокольники
Красносельская
Комсомольская
Красные Ворота
Чистые Пруды
Лубянка
Охотный ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк Культуры
Фрунзенская
Спортивная
Воробьевы Горы
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Тропарёво
Румянцево
Саларьево

 

интересный факт
Существует легенда, что путевые стены станции "Кропоткинская" облицованы мрамором, снятым со стен снесенного Храма Христа Спасителя. Это не так, первоначально стены были облицованы глазурованной плиткой, впоследствии замененной уральским мрамором "Коелга".



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».