новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Замоскворецкая линия



Длина 40,012 км. 22 станции.

Конечные станции "Речной Вокзал" и "Алма-Атинская".

Одна из самых загруженных линий Московского метрополитена.
В часы пик интервал между поездами составляет 90 секунд.

Движение открыто на участках:

"Сокол" - "Театральная" (11 сентября 1938),
"Театральная" - "Автозаводская" (1 января 1943),
"Сокол" - "Речной Вокзал" (31 декабря 1964),
"Автозаводская" - "Каховская" (11 августа 1969),
"Каширская" - "Орехово" (30 декабря 1984),
"Орехово" - "Красногвардейская" (7 сентября 1985),
«Красногвардейская» — «Алма-Атинская» (24 декабря 2012).


Участки "Речной Вокзал" - "Аэропорт" и "Автозаводская" - "Красногвардейская" - мелкого заложения, часть перегона "Технопарк" - "Коломенская" проходит по мосту через Москву-реку.
Участок "Динамо" - "Павелецкая" - глубокого заложения.

Станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» (20 ноября 1943), «Тверская» (20 июля 1979), «Технопарк» (28 декабря 2015) были открыты на уже действующих перегонах.

История

Участок второй очереди между станциями "Сокол" и "Театральная", введенный в 1938 году, образовал вторую линию Московского метрополитена. Построенная на новой линии промежуточная станция "Маяковская" - первая колонная станция глубокого заложения в мире, в 1939 году получила Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке.

Вторая очередь стала новым этапом в развитии строительства. Около 80% всех тоннелей были построены щитовым способом. На линиях одновременно работало 30 перегонных (диаметром 6,2 м.) и 12 станционных (диаметром 9,8 м.) щитов, как импортных, так и сконструированных советскими специалистами и изготовленными на отечественных заводах.

Начиная со второй очереди, станции глубокого заложения сооружались из чугунных тюбингов, которые собирались в кольца диаметром 9,5 м и образовывали три параллельных тоннеля, соединяемые друг с другом проходами и имеющие общие опоры-пилоны.

В годы Второй Мировой войны линия была продлена на юг (станции "Новокузнецкая", "Павелецкая", "Автозаводская"), причем станция "Павелецкая" первоначально не имела центрального зала, он был построен позднее, в ходе реконструкции в 1953 году. (Подробнее о реконструкции "Павелецкой" в разделе "реконструкция станций").

Основной поставщик тюбингов для метрополитена - Днепропетровский завод металлургического оборудования оказался на оккупированной территории. Организовать выпуск нескольких тысяч тонн тюбингов, в условиях острой нехватки материалов и конструкций, удалось на московских заводах - "Станколит", "Серп и молот", "Компрессор". На заводе № 5 Метростроя был построен цех по изготовлению тюбингов станционных тоннелей.

Станции первых очередей строительства сооружались с применением внутренней оклеечной гидроизоляции, которая не выдержала продолжительную проверку временем, особенно в местах сопряжения чугунных тюбингов и бетона (проходы между пилонами, примыкания пересадочных коридоров). Кроме того, многие станции находятся в исключительно неблагоприятных геологических условиях, под большим напором грунтовых вод. А за последнее время грунтовые воды стали еще и гораздо более агрессивными, из-за усиливающегося загрязнения окружающей среды.

Прямой угрозы конструкциям станций нет, но внешний вид страдает. Поэтому принято решение о комплексной реконструкции с усилением гидроизоляции ряда станций. Проведена реконструкция на станции "Белорусская" - радиальная. На "Маяковской", подлинном шедевре мировой архитектуры, реконструкция началась в 2006 году. Позднее реконструкции подвергнется "Новокузнецкая", где будут отреставрированы мозаики, изготовленные в блокадном Ленинграде художником В.А Фроловым и вывезенные по льду Ладожского озера, и "Театральной".

В 60-х годах линия продлевается на север в район Речного Вокзала и на юг в районы массовой жилой застройки Коломенское и Волхонка-ЗИЛ. Линия прошла через Нагатино, железнодорожную станцию "Коломенское", пересекла Москву-реку по метромосту. При этом русло реки было спрямлено каналом длиной около 3500 м. На трассе сооружено четыре станции: "Коломенская", "Каширская", "Варшавская" и "Каховская".

Станция "Каширская" представляет собой две типовые колонные станции мелкого заложения, объединенные в единый комплекс. До открывшегося через 15 лет участка "Каширская"-"Орехово" и организации вилочного ответвления было задействовано по одному пути в каждом зале.

Станция "Тверская" сооружена в 1979 году на действующем участке между станциями "Театральная" и "Маяковская" без прекращения движения поездов и строительства обходных тоннелей. (Подробнее о строительстве "Тверской" в разделе "реконструкция станций").

Участок "Каширская" - "Орехово" был открыт 30 декабря 1984 г., но на следующий день, из-за нарушения гидроизоляции, тоннель был затоплен на участке "Ленино" (ныне "Царицыно") - "Орехово" водами Царицынского пруда. Восстановительные работы длились больше месяца. Повторно участок вновь открыт 09.02.1985.

Участок линии перед станцией "Царицыно" проходит в неустойчивых, сильно обводненных грунтах. При строительстве плывун заморозили, были проведены мероприятия по водопонижению и усилению гидроизоляции тоннеля. Однако сегодня приходится ежегодно выполнять работы по химическому закреплению грунтов. В 2001 году на этом участке произошел прорыв плывуна в тоннель. В результате аварийных мероприятий герметичность тоннеля удалось восстановить, но повторный выброс плывуна произошел в ноябре 2003 года.

C 1984 года на станции "Каширская" было организовано вилочное разветвление на два участка "Каширская" - "Каховская" и "Каширская" - "Орехово" (а затем - до "Красногвардейской"). Поезда шли (в среднем) два (до Красногвардейской) к одному (до Каховской), и несмотря на это, поезда от/к Красногвардейской всегда были переполнены. В 1995 году участок "Каширская" - "Каховская" окончательно преобразован в Каховскую линию.

Дальнейшее развитие.

Планируется продлить Замоскворецкую линию от станции "Речной Вокзал" в район Левобережной улицы. На продлении будут построены станции "Беломорская" и "Улица Дыбенко".

Подробнее о развитии линии читайте в разделе "Будущее метро".  

Подвижной состав.

Линию обслуживают восьмивагонные поезда типа 81-717/714

вагон 81-717

Депо
"Сокол" введено в 1938 году.
"Замоскворецкое" введено в 1969 году.
Обслуживает так же Каховскую линию.
«Братеево» введено 15 января 2014 года.

Станции

Ховрино (строится)
Беломорская (проект.)
Речной Вокзал
Водный Стадион
Войковская
Сокол
Аэропорт
Динамо
Белорусская
Маяковская
Тверская
Театральная
Новокузнецкая
Павелецкая
Автозаводская
Технопарк
Коломенская
Каширская
Кантемировская
Царицыно
Орехово
Домодедовская
Красногвардейская
Алма-Атинская

 

интересный факт
На станции "Театральная" три мостика - над путем в сторону "Красногвардейской". Два из них - переход на станцию "Охотный ряд", а один недействующий, от него даже нет лестницы на платформу. 7 ноября 1974 года, когда был открыт второй подземный переход на "Охотный ряд", третья лестница была разобрана, чтобы освободить еще один проход в центральный зал.



Последнее обновление 23.03.2016 Copyrigt©1997-2016 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».