Арбатско-Покровская линия
Длина 45,086 км. 22 станции.
Конечные станции "Щелковская" и "Пятницкое шоссе".
Движение открыто на участках:
"Площадь Революции" - "Курская" (13 марта 1938),
"Курская" - "Измайловский Парк" ("Партизанская") (18 января 1944),
"Площадь Революции" - "Киевская" (5 апреля 1953),
"Партизанская" - "Первомайская" (21 октября 1961),
"Первомайская" - "Щелковская" (22 июля 1963),
"Киевская" - "Парк Победы" (6 мая 2003),
"Парк Победы" - "Кунцевская" и "Крылатское" - "Строгино" (7 января 2008),
«Строгино» — «Митино» (26 декабря 2009),
«Митино» — «Пятницкое шоссе» (28 декабря 2012).
Участок "Парк Победы" - "Семеновская" - глубокого заложения, часть участка "Партизанская" - "Первомайская" и станция "Измайловская" находится на поверхности.
Станции «Электрозаводская» (15 мая 1944), «Славянский бульвар» (7 сентября 2008) были открыты на уже действующих перегонах.
Участок «Кунцевская» — «Крылатское» Филёвской линии 7 января 2008 года был передан в состав Арбатско-Покровской линии.
История
История линии начинается с участка "Площадь Революции" - "Курская", открытого в 1938 году, к которому был подключен участок "Коминтерн" ("Александровский Сад") - "Киевская", ныне входящий в Филевскую линию.
Таким образом, в Московском метро образовалась третья - Арбатско-Покровская линия.
Запроектированные изначально станции "Ильинские Ворота" и "Покровские Ворота" (последняя и дала название линии) не были построены из-за необходимости ускорения сроков строительства.
К 1944 году линия была продлена на восток до станции "Стадион СССР" (ныне "Партизанская").
На станции "Партизанская" построено три пути и две платформы. Планировалось, что рядом со станцией к ожидаемой Олимпиаде должен быть построен грандиозный стадион имени Сталина. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. На станции предполагалось два выхода, вверх должны были вести 12 эскалаторов. Стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Подробнее о станции "Партизанская"
В 1953 году был пущен участок "Площадь Революции" - "Киевская" глубокого заложения, а параллельный участок мелкого заложения "Коминтерн" - "Киевская" закрыт.
В начале 50-х началось проектирование продления линии глубоким заложением от "Киевской" на запад. После "Киевской" предполагалось построить пять подземных станций.
Однако со смертью Сталина и приходом Н.С. Хрущева проект был изменен.
В эпоху тотальной "борьбы с излишествами" и курсе на максимальное удешевление, западный радиус был построен по поверхности и стал частью Филевской линии.
С 1950 по 1961 год восточный радиус линии заканчивался станцией "Первомайская", расположенной в здании депо "Измайлово" сразу после станции "Партизанская", которая тогда называлась "Измайловская" (не запутайтесь в переименованиях, т.к. современная станция "Первомайская" построена в 1961 году на продлении линии).
В 1961 году Покровский радиус был продлен до нынешней станции "Первомайская", а в 1963 до "Щелковской".
В настоящее время проведена реконструкция станции "Щелковская". Станция построена в эпоху борьбы с "архитектурными излишествами", когда по типовым проектам строились практически одинаковые станции, отличавшиеся только цветом облицовочной плитки на стенах и мрамора на колоннах. Однако экономия при строительстве обернулась растущими затратами при эксплуатации, так как от постоянной вибрации поездов кафель осыпался с путевых стен и его приходилось постоянно "подновлять", причем цвет заменяемых плиток не всегда точно соответствовал окружающим. Периодически на таких станциях заменялось все покрытие целиком.
На "Щелковской", впервые при реконструкции станций в Московском метрополитене, кафель заменен на алюминиевый профиль, цвет которого повторяет первоначальный цвет плитки. Полоса в нижней части путевых стен, выложенная ранее черной плиткой, заменена черным гранитом. В целом, после окончания работ станция стала выглядеть оригинальнее и современнее.
6 мая 2003 года пущен участок "Киевская" - "Парк Победы". При строительстве перегонных тоннелей впервые был применен новоавстрийский метод. Станционный комплекс "Парк Победы" возведен по новой технологии, с использованием сталебетонных блоков (подробнее об этой конструкции станций см. радел "пилонные станции").
7 января 2008 года завершено сооружение первого этапа Строгиноско-Митинского участка. От "Парка Победы" линия продлена на 11 километров до станции "Строгино", включив в себя участок "Кунцевская"-"Крылатское" Филевской линии. На новом участке реконструирована станция "Кунцевская", ставшая пересадочной, а в мае 2008 года будет открыта станция "Славянский Бульвар".
Дальнейшее развитие.
От "Строгино" линия пройдет за МКАД через Мякининскую пойму в новый район Митино.
Подробнее о Митинско-Строгинском участке.
|