новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельсмосковское центральное кольцонекрасовскаябольшая кольцеваякоммунарская
линии
строящиеся линии
бирюлёвская
рублёво-архангельская

Филевская линия



Длина 14,896 км. 13 станций.

Конечные станции "Александровский Сад", "Кунцевская" и "Международная".

Движение открыто на участках:

"Александровский Сад" - "Смоленская" (15 мая 1935),
"Смоленская" - "Киевская" (20 марта 1937),
"Александровский Сад" - "Киевская" закрыт в 1953, повторно открыт 7 ноября 1958.
"Киевская" - "Кутузовская" (7 ноября 1958),
"Кутузовская" - "Фили" (7 ноября 1959),
"Фили" - "Пионерская" (13 октября 1961),
"Пионерская" - "Молодежная" (5 июля 1965),
"Молодежная" - "Крылатское" (31 декабря 1989).
"Киевская" - "Деловой Центр" в 2005.
"Деловой Центр" - "Международная" в 2006.

Станция «Кунцевская» открыта 31 августа 1965 года на уже действующем перегоне.

Участок от станции "Киевская" до станции "Международная" представляет собой вилочное ответвление от основной линии. Подробнее об этом участке смотрите раздел "Линия в ММДЦ Москва-Сити".

Участок "Александровский Сад" - "Киевская" за исключением открытого моста через Москва-реку - мелкого заложения.
Участок "Киевская" - "Кунцевская" проходит по поверхности.

Участок «Кунцевская» — «Крылатское» 7 января 2008 года передан в состав Арбатско-Покровской линии.

История

История линии необычна.
Участок "Александровский Сад" (первоначально "Коминтерн") - "Смоленская" входил в первую очередь строительства как вилочное ответвление. Поезда ходили от "Сокольников" до станции "Охотный ряд" и через один до "Парка Культуры" и "Смоленской". В 1937 году этот радиус продлен до "Киевской".

После открытия в 1938 году участка "Площадь Революции" - "Курская" глубокого заложения, участок "Коминтерн" ("Александровский Сад") - "Киевская" был включен в новую Арбатско-Покровскую линию. От глубокой станции "Площадь Революции" были сооружены тоннели к мелкой "Коминтерн". Из двух тоннелей от "Охотного ряда" к "Александровскому Саду", сохранился один, второй был разобран при строительстве торгового комплекса "Охотный Ряд".

В 1953 году, в связи с пуском участка "Площадь Революции" - "Киевская" глубокого заложения, параллельный участок мелкого заложения "Коминтерн" - "Киевская" был закрыт. Тоннели от "Площади Революции" к "Александровскому Саду", с самыми крутыми кривыми и уклонами в Московском метрополитене, сохранены и используются для служебный целей.

Существовали планы продления линии глубокого заложения дальше на запад, однако, после прихода к власти Н.С. Хрущева, был взят курс на максимальное удешевление строительства. Западный радиус было решено строить на поверхности, вдоль путей Киевского направления, Малого кольца Московской железной дороги и русла реки Фильки. В 1958 году введен в действие участок от станции "Киевская" (мелкого заложения) до станции "Кутузовская" протяженностью 2,4 км.
Движение на участке "Александровский Сад" - "Киевская" вновь открыто, образована отдельная Филевская линия.

Есть версия, что на строительстве линии по поверхности настоял лично Н.С. Хрущев после поездки в США, где он побывал в Нью-Йорке и видел множество линий метро, проходящих по земле и над землей на эстакадах.

Сейчас такое решение признано ошибочным из-за сложности эксплуатации открытых участков в зимнее время.
Существует и еще один аспект. Находятся подонки, которые соревнуются в кидании камнями по проходящим поездам с надземных переходов. Нередки случаи травматизма машинистов от подобных инцидентов.

Существует проект реконструкции Филевской линии, по которому открытые участки "накроют" бетонными коробами, однако ввиду отсутствия средств он вряд ли будет осуществлен в обозримом будущем.

К 1965 году линия была продлена до станции "Молодежная", а в 1989 году, уже мелким заложением, в Крылатское.

В настоящее время ведется реконструкция станций "Филевский парк" и "Багратионовская". Построенные в эпоху тотальной экономии, станции разрушаются из-за низкого качества использованных материалов, атмосферных осадков, постоянных вибраций от поездов. На обеих станциях реконструируются разрушающиеся и представляющие опасность для пассажиров бетонные козырьки над платформой. На время реконструкции сооружается металлический водозащитный козырек. На станции "Филевский парк" полностью реконструирован восточный вестибюль.

10 сентября 2005 года открыто движение по вилочному ответвлению от станции "Киевская" до станции "Деловой Центр". Подробнее об этом участке смотрите раздел "Линия в ММДЦ Москва-Сити".

В начале 2008 года, после открытия участка "Парк Победы" - "Кунцевская", участок "Кунцевская" - "Крылатское" отошел к Арбатско-Покровской линии, станция "Кунцевская" стала конечной и пересадочной на Арбатско-Покровскую линию. При реконструкции на станции построена вторая платформа и третий путь. Теперь для поездов Арбатско-Покровской линии используются новый южный и средний пути, а поезда Филевской лини прибывают на северный путь и с него же отправляются при движении в центр.

Подробнее о Митинско-Строгинском участке Арбатско-Покровской линии.

В настоящее время Филевская линия стит особняком, собрав наибольшее количество неcтандартных решений:

  • Самые протяженные в Московском метрополитене открытые участки;
  • Линия включает самый старый и один из самых новых участки;
  • Самые короткие перегоны;
  • Самые короткие станции (за исключением Бутовской линии легкого метро);
  • Самые крутые кривые;
  • Линия со станциями, расположенными в кривой;
  • Единственная линия с вилочным ответвлением;
  • Ни на одной конечной нет полноценных оборотных тупиков;

Дальнейшее развитие.

На станции "Арбатская" появится второй выход, который будет интегрирован в новый офисно-торговый комплекс.

Сегодня на Арбат, одну из самых известных и первую московскую пешеходную улицу, нет удобного выхода из метро. Арбат, вместе с проходящим в непосредственной близости Новым Арбатом образуется центр притяжения огромных масс людей. Москвичи и гости столицы, решившие сюда приехать, вынуждены идти пешком около полукилометра, с обязательным спуском в подземный переход. Строительство второго выхода на "Арбатской" позволит выходить из метро непосредственно на пешеходную зону, расстояние пешего пути к объектам на Новом Арбате так же значительно сократится. Новый выход, несомненно, привлечет дополнительный пассажиропоток на сравнительно пустынную сегодня "Арбатскую". Это первый объект в Московском метрополитене, который частично сооружается на средства инвестора, возводящего торговый комплекс, в который и будет встроен новый выход.

 

Подвижной состав

Четырёхвагонные поезда из вагонов типа:
81-740.1/741.1 «Русич»

Шестивагонные поезда из вагонов типа:
81-717/714


вагон типа 81-740/741 «Русич»


Депо
"Фили" введено в 1962 году.
Единственное депо в Москве, обладающее парком снегоуборочной техники и обслуживающее вагоны, эксплуатируемые на открытом воздухе.

 

Станции

Кунцевская
Пионерская
Филевский Парк
Багратионовская
Фили
Кутузовская
Студенческая
Киевская
Смоленская
Арбатская
Александровский Сад

Деловой Центр
Международная
 

интересный факт
Станция "Александровский Сад" единственная среди станций первой очереди построена с боковыми платформами. Для возведения островной платформы потребовалось бы развести перегонные тоннели в узком пространстве между Кутафьей башней Кремля и зданием Манежа. Малейшая осадка Манежа привела бы к разрушению уникальных ферм перекрытия. По категорическому требованию коменданта Кремля оба пути метрополитена были уложены в одном двухпутном тоннеле.



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».