Сокольническая линия
Длина 32,646 км. 22 станции.
Первая линия Московского метрополитена.
Конечные станции "Саларьево" и "«Бульвар Рокоссовского»".
Движение открыто на участках:
«Сокольники» — «Парк Культуры» (15 мая 1935),
«Парк Культуры» — «Спортивная» (1 мая 1957),
«Спортивная» — «Университет» (12 января 1959),
«Университет» — «Юго Западная» (30 декабря 1963),
«Сокольники» — «Преображенская Площадь» (31 декабря 1965),
«Преображенская Площадь» — «Бульвар Рокоссовского» (1 августа 1990),
«Юго-Западная» — «Тропарёво» (8 декабря 2014),
«Тропарёво» — «Румянцево» (18 января 2016),
«Румянцево» — «Саларьево» (15 февраля 2016).
Станция «Воробьевы Горы» вновь открыта 14 ноября 2002 года после реконструкции, продолжавшейся 19 лет.
Станция «Бульвар Рокоссовского» до 8 июля 2014 года носила название «Улица Подбельского».
Участки "Университет" - "Фрунзенская" за исключением Лужнецкого Метромоста и "Охотный ряд" - "Красные ворота" глубокого заложения. Остальные участки - мелкого заложения с выходом на мост через реку Яузу на участке "Сокольники" - "Преображенская Площадь".
История
Первая шахта при сооружении Московского метрополитена была заложена на опытном участке на Русаковской улице в 1931 году после принятия на июньском пленуме ЦК ВКП(б) решения о строительстве в Москве метро.
После рассмотрения всех заключений и предложений было принято решение строить первую линию метро комбинированным способом - глубокого и мелкого заложения - и вести работы методами, наиболее подходящими к конкретным инженерно-геологическим условиям Москвы. Участок линии от Каланчевской площади до центра в районах плотной городской застройки с архитектурно-историческими памятниками и оживленными транспортными магистралями строился закрытым способом на большой глубине, где условия залегания тоннелей и мощность юрских глин были наиболее благоприятны.
Первый поезд прошел по всей трассе от "Сокольников" до "Парка Культуры" и по ответвлению до "Смоленской" (теперь участок Филевской линии) 5 февраля 1935 года.
15 мая в 7 часов утра началось регулярное движение четырехвагонных поездов на Московском метрополитене.
Протяженность первой очереди составила 11,6 км.
Подробнее о строительстве первой линии смотрите в разделе "История Московского метро".
Станции "Лубянка" (при открытии - "Дзержинская") и "Чистые пруды" ("Кировская") были построены без центрального зала, который появился позднее, при реконструкции в 1971 и 1975 годах (подробности смотрите в разделе "реконструкция станций").
Во время войны на станции "Кировская" (теперь "Чистые пруды") находились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда там не останавливались, перрон был отгорожен от путей высокой фанерной стеной. Позднее под станцией был построен новый бункер для штаба ПВО.
Во второй половине 50-х строится продление линии на юго-запад.
Станция "Воробьевы Горы" была открыта в 1959 году на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста и называлась тогда "Ленинские горы".
Из-за конструктивных и технологических ошибок при строительстве станции, уже в 1983 году станция была закрыта, и началась вялотекущая реконструкция метромоста. Движение поездов осуществлялось по временным обходным мостам, наведенным параллельно основному мосту.
Из-за недостатка средств и необходимости полной замены несущих конструкций как верхнего (автомобильного) яруса так и нижнего (метро), реконструкция практически не велась вплоть до конца 90-х годов.
Реально реконструкция моста началась во второй половине 90-х. В 1999 - 2000 годах был полностью разобран и построен заново автомобильный ярус, от старого моста остались только 2 основные фермы центрального пролета.
Летом 2002 года боковые обходные мосты были придвинуты к оси моста и поставлены на новые опоры. На старые фермы теперь опирается лишь платформа станции. Еще полгода ушло на отделку станции, по сути построенной заново, и теперь самая длинная станция в Московском метро (длина 270 м.) вновь открыта для пассажиров.
Подробнее о станции "Воробьевы Горы".
В 1963 году открыто движение по участку "Университет" - "Юго-Западная". При строительстве линии, проходившей по еще не застроенной территории, случился забавный казус - в котлован упала корова :).
В 1966 году линия продлевается на один перегон от станции "Сокольники" к Преображенской площади.
До середины 90-х линия работала с сильными перегрузками. Единственное тогда первое депо "Северное" не справлялось с нагрузкой (ведь длина линии увеличилась более чем в два раза, а первоначальный интервал уменьшился почти в 5 раз!) На линии чрезвычайно не хватало второго депо, предлагались различные варианты, в итоге место под новое депо было выделено в районе Черкизово.
В середине 80-х началось строительство продления линии к новому метродепо со станциями "Черкизовская" и "Улица Подбельского". Именно местоположение нового депо определило трассировку линии. Станция "Черкизовская" оказалась расположена довольно неудобно, практически не обслуживается наземным транспортом и используется, в основном, только посетителями многочисленных рынков и стадиона "Локомотив".
При строительстве продления сооружены заделы под будущее сопряжение линии с Большим Кольцом (если оно когда-нибудь будет построено).
Дальнейшее развитие.
В очень отдаленном будущем, возможно, участок "Черкизовская" - "Бульвар Рокоссовского" отойдет к "Большому Кольцу", а Сокольническая линия будет продлена к станции "Щелковская" Арбатско-Покровской линии.
|